Мужчина учит детей рисованию и декоративно-прикладному искусству, а еще – нестандартному подходу к игрушкам. Мальчики часто приносят на его уроки тематические конструкторы: самолеты, корабли, машины.
Педагог просит все разобрать, сгрузить в общую кучу на стол, и объявляет: «Друзья, вы экипаж космического корабля. Звездолет неудачно приземлился и разлетелся на куски. Вот его обломки. Ваша задача: собрать новый звездолет!»
Дети собирают звездолет без инструкций, предлагают свои решения.
Мастерить игрушки Андрей привык с детства. Он рос в семье учителя и художника, родители много работали. Рано стал самостоятельным. Дошкольником оставался один в квартире, жил по расписанию, составленному мамой. В одно и то же время спал, ел, гулял. В магазинах выбор игрушек был небольшой, он делал их сам: из картона, из дерева.
– Показали фильм про мушкетеров – на следующий день мы со шпагами бегаем. Прошел фильм про индейцев – бегаем в перьях, стреляем из луков; про ковбоев – с деревянными кольтами. Увиденное нас подстегивало, и мы начинали мастерить, – вспоминает Андрей. – Покупные машины, какие у кого были, разбирали и собирали по сотне раз, старались усовершенствовать.
Сейчас совсем другая картина: родители стараются больше заработать, чтобы все купить ребенку. Они настолько заняты, что перестали играть с детьми.
Дети не знают дворовых игр. Им дарят готовую игрушку, часто дорогую. Мало того, что ребенок и так завален игрушками – ценность подарка падает от переизбытка. Ему не дают играть с подаренными игрушками так, как он хочет. Но если ребенок не разберет игрушку – не научится ремонтировать.
Андрею Анатольевичу запомнился случай в летнем лагере. Воспитатели проводили тематические дни по истории России. Девочки собирали полевые травы, мальчиков педагог увел в лес, учил делать лук со стрелами. Они гнули толстые ветки, на древко натягивали тетиву из капроновых ниток. Из тонких веток строгали стрелы.
Одиннадцатилетний мальчишка сделал свой лук, выстрелил, попал в дерево и со слезами на глазах сказал воспитателю: «Я год на лук и стрелы копил, а их, оказывается, самому сделать можно».
Педагогику Андрей Анатольевич считает универсальной профессией:
– Неважно, кто работает учителем, воспитателем: женщина или мужчина. Все зависит от человека. В любом деле: если горишь – все получится. Женщины привыкли обходиться без мужчин в педсистеме, но зачем? Почему мужские обязанности должны выполнять женщины? Мы можем показать детям, что мужчина-воспитатель пришел и помогает женщине-воспитателю сделать какую-то работу: передвинуть мебель, вбить гвоздь.