Сейчас в старообрядческие общины, каковых много в Забайкалье, наведываются в основном иностранцы, путешествующие по Транссибу. Хозяева гостеприимно встречают гостей.
В семидесятые, когда новосибирские ученые впервые приехали к старообрядцам, чтобы изучать их быт, уклад и культуру, слово «этнограф» было не очень понятным и даже пугающим. Исследователи представлялись то историками, то краеведами, и старожилы охотно рассказывали и показывали, как живут. Иногда соглашались отдать ученым кое-что из предметов быта. В итоге коллекция получилась громадной. В Новосибирск из домов старообрядцев поступили украшения, наряды, головные уборы, кухонная утварь, утюги, корзины, мебель и даже оконные наличники.
Представленная экспозиция — небольшая выборка из предметов, которые ученым удалось собрать в ходе экспедиций. Ими руководили ученые-этнографы Фирс Болонев и Лидия Русакова. Можно сказать, что именно эти исследования стали отправной точкой в дальнейшем развитии этнографии в Сибири.
Полевые сборы
Этнограф Фирс Болонев сам родился в семье старообрядцев. Он потомок тех самых людей, которые в середине семнадцатого века не приняли церковные реформы, отказались креститься тремя перстами и, как следствие, были объявлены еретиками; в середине восемнадцатого века по указу Екатерины II были сосланы в Сибирь. В начале двадцатого века Московская Патриархия заметно смягчилась по отношению к староверам, но наладить дружеские отношения все-таки не удалось. Старообрядцы продолжают жить достаточно обособленно.
Предметы, представленные на выставке, принадлежали старообрядцам Алтая и Забайкалья. И тех и других в Сибирь сослали насильно, первых называли по месту их выхода из Речи Посполитой «поляками», «белорусскими поляками», вторые получили название «семейских», т.к. переселялись целыми семьями в отличие от каторжан в Восточной Сибири. К тем и к другим этнографы приезжали и раньше, но Фирс Болонев и Лидия Русакова работали над изучением старообрядческого быта и фольклора системно.
- Сундук открывают, а там все забито шелками! Они начинают у нас на глазах это все надевать. — рассказывает участница цикла этих этнографических экспедиций, доктор исторических наук Елена Фурсова. — Мы фотографировали, а потом уже спрашивали, что из этого можно было бы взять. Я не люблю выпрашивать, выцыганивать, приходилось объяснять, что мы не для себя, что мы пишем историю.
Узор во всем
В отличие от домов русского севера, украшенных резьбой, жилье староверов расписано кистью. Рисовали на потолках и дверях, прялках, кухонной утвари. В узорах легко читаются растительные орнаменты: цветы, травы, ягоды. Любовь к орнаментации вообще проявляла себя во всем: узор лент переносили на деревянные кувшины, стаканы и рюмки.
Часто встречаются бытовые зарисовки, счастливые сцены семейной или общинной жизни. По большому количеству подобных сюжетных картин специалисты сделали вывод, что это не единичные порывы чьего-то вдохновения, а целый пласт старообрядческой культуры.
В резных наличниках барочного стиля для исследователей очевидны и образы змей, драконов, рыб, русалок, восходящих к ранним этапам славянского язычества.
Отдельного внимания заслуживают предметы культовые, связанные с религиозными традициями. Для приношения земных поклонов — расшитые подручники, квадратные и прямоугольные коврики. Орудиями «от лукавого» называли лествицы (вариант лестовки).
- В вопросах веры старообрядцы непреклонны, но во всем остальном они старались не отставать от мира, осваивали новые технологии, поддавались модным веяниям. — продолжает Елена Фурсова — Достаточно зажиточные, они могли позволить себе, скажем, покупать китайский шелк или дорогую мебель, делавшую интерьеры скорее городскими. У других старожильческих групп крестьян Сибири таких комодов и буфетов не встретишь.
Броши и запонки из декоративного стекла, обрамленного медью, носили не на груди. После замужества женщина заплетала две косы и прятала их (чтобы не было видно ни единого волоска) под кичкой, высоким сложным головным убором с твердой вставкой в виде рога или копытца. Поверх кички надевали кокошник, позатыльник, шелковую шаль «атлас», к которой и цепляли украшения. Шею украшали воротничком, расшитым перламутром.
Украшения делали сами. Имена мастеров-самоучек, делавших кольца, серьги и браслеты в семидесятые, история, разумеется, запомнила. Так же, как и их предшественники, они делали все сами, из серебра и золота. Это могли быть очень сложные изделия, состоящие из нескольких частей, выполненных в разных техниках.
Тонкости ювелирного дела передавали из поколения в поколение, и в результате в Сибири некоторые традиции и технологии сохранились даже лучше, чем в тех землях, откуда пришли старообрядцы.
Самые интересные материалы сайта за все годы объединены в рубрике «Лучшие материалы VN.RU».