В чём причина успеха этой, казалось бы, не такой уж «блокбастерной» истории, которая довольно спокойным голосом рассказывает о крысёнке, мечтавшем стать поваром?..
Теперь я точно знаю, что у смерти быстрый поскок со звуком крысиных коготков по каменной мостовой. Я точно знаю, что топить того, кто сидит у тебя в руках, — нельзя. Я точно знаю, что одиночество — абсолют, который так мучительно трудно преодолеть. Я точно знаю, что единственное, что может чего-то стоить в тебе, — твой талант. И за точную, меткую иллюстрацию этих знаний спасибо создателям мультфильма «Рататуй».
Студия «Pixar» удивила медленной, застревающей в своём разгоне, первой половиной мультфильма. У меня возникло стойкое чувство капиталистической безысходной необходимости — сценарий написан, деньжата на проект найдены, надо снимать! А вдохновением-то запастись не удалось. Не успели. Ибо график — «надо, надо, надо…»
Крысёнок Реми волею случая попадает в парижский ресторан. Там он предсказуемо и как-то натянуто и утомительно уворачивается от ног, тележек и прочих признаков мира людей… Добродушный повар-призрак с физиономией добродушной же восковой фигуры традиционно вдохновляет главного героя, традиционно же приговаривая речёвки, построенные по принципу «Ничего, ничего! Прорвёмся!..»
Сковывающая фантазию, бег мультфильма колея как-то уж очень традиционно тянулась за горизонт…
Но, видимо, и в жарких студиях, где перегрев компьютерных процессоров побеждает сиплые кондиционеры, могут происходить прорывы откровения.
За несколько моментов, которые с какого-то места вдруг посыпались один за одним, я жму «Pixar’у» его лампочку (символ студии — настольная лампа).
Сидящий в банке крысёнок, смотрящий на поварёнка, собирающегося его утопить. Мне не 10 лет, но в моём сердце в эти секунды пронеслись все котята, утопленные человечеством за всю историю. И я понял (о чём говорил выше), точнее, снова убедился и прочувствовал, что этого нельзя делать.
А сцена, где выпущенный таки из банки Реми убегает прочь от поварёнка?.. Фонарь, велосипед, мокрая одежда и тотальный абсолют одиночества просто задушили меня в этот момент.
Но создатели «Рататуя» вошли уже во вкус, «словили драйв» и выдают ещё одну сцену — убегающий от погони крысёнок. Его затяжной бег по городу. Нерв смерти просто молнией тряс этот эпизод. Вспомните своё детское впечатление — как холодными пальцами залазит под одежду страх, когда в простой игре тебе выпадает роль убегающего… И вроде всё в шутку. И бежит за тобой вроде твой друг Серёга, но… эта инфернальная опасность прямо-таки поглощает тебя. И это pixar’овцам удалось на сто процентов — передать иррациональный страх убегающего во время погони.
А весь фильм, который постепенно разжимает свою непонятную фигу медленного, мучительного разгона, очень полезно посмотреть всем мужчинам. Да-да! Чтобы ещё раз вспомнить, что главное для мужика — его талант. Его дело. Пусть он простой слесарь, но если это дело его жизни, то оно у него должно быть самым-самым главным. Тем, вокруг чего должна крутиться вселенная мужчины, — дело. И неважно, бизнес ли это, творчество или талант повара, — дело. Дело и ещё раз дело.
И тогда станет неважно, некрасивый ли ты низкорослик метр с кепкой или, наоборот, нескладный и неуклюжий гигант. Если ты дока в своём деле — это главное. А отсутствие дела не спасёт даже статных аполлонов, жизнь которых поистине «выеденного яйца…»
И за эти порою прописные истины, показанные стопроцентно попадающим в сознание и в сердце образом, я благодарен «Рататую», который подарил мне меня. Снова. А это никогда не лишнее…
P. S. За эпизод с отведавшим блюдо «Ratatouille» критиком, которого точно по Фрейду «швырнуло» в детство, — отдельная медаль, подаваемая мною с преклонённым коленом и опущенной в почтительном поклоне головой.
Отдельный привет всем россиянам, которые оскомину набили, общаясь с нашими представителями СЭС, пожарной охраны и прочая… (Кто смотрел, тот меня поймёт, а у не смотревших отнимать радость пересказом не буду.)
«Рататуй» («Ratatouille»)
Продолжительность: 110 мин.
Анимация / комедия
режиссёр: Брэд Берд.
Сценарий: Брэд Берд, Ян Пинкава, Джим Капобьянко.
Продюсер: Брэд Льюис.
Композитор: Майкл Джаккино.
В ролях: озвучание: Пэттон Осуолт, Брайан Деннехи, Джанин Гарофало, Иэн Холм, Дэвид Швиммер, Адам Скотт, Брэд Гарретт.
Русский дубляж: Юлия Высоцкая, Михаил Козаков, Сергей Гармаш, Дмитрий Назаров.
Не имя красит... крысёнка, а талант!
12.07.2007 00:00:00
За неделю с небольшим лидером российского кинопроката стал маленький крысёнок. Точнее, анимационная история о нём. Мультфильм, созданный опытной на этой стезе студией «Pixar» («История игрушек», «Жизнь жуков», «Корпорация монстров», «В поисках Немо»), за премьерные выходные собрал только в нашей стране более 3,5 миллиона долларов.