«За год поднялись на девять пунктов...»

О составляющих областного бюджетного пирога рассказывает начальник управления финансов и налоговой политики Новосибирской области Леонид Владимирович Горнин. Любой из нас, взрослых людей, прекрасно знает, каков его семейный бюджет и за счет чего он пополняется. Как ни жаль, но столь же точных представлений о доходах всей нашей области большинство людей не имеет.


Соответственно, не ощущает и своего личного вклада в областной бюджет. А ведь одним из двух основных по величине и значению налоговых составляющих области является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). То есть те самые, знакомые нам всем 13% подоходного налога, занимающие в общем объеме областного бюджета весомые 27%.

Налог на прибыль организаций, полностью зачисляемый в областной бюджет, составляет 26% общих областных доходов. А третий по величине источник областных налоговых поступлений — налог на имущество организаций — в структуре областных доходов 2006 года занимает 9%.

Даже по этим нескольким цифрам понятно, что достойная оплата каждого из нас так же, как честный расчет со своими работниками, правдивый отчет о своей деятельности, полученной прибыли и приумноженном имуществе (в результате своей и нашей! работы), и есть те самые деньги, которые область сможет истратить на свое экономическое развитие и улучшение работы социальных, медицинских и образовательных учреждений.

Именно поэтому выведенные из тени зарплаты, налоги с которых формируют областной бюджет, приносят не только будущую личную пользу (увеличивая пенсионные отчисления), но и пользу в настоящем (улучшая окружающую нас жизнь).

— Леонид Владимирович, темпы роста НДФЛ в 2006 году ожидаются около 130%. Что обеспечило такой большой рост?

— Ну, во-первых, конечно, рост зарплат! Причем не только в реальном секторе экономики, но и в бюджетном (в 2006 году было два повышения зарплаты бюджетникам). Ну а вторая причина — это, конечно, легализация и выведение зарплат из тени. Администрация области много работала над этой проблемой в 2006 году.

— Самый высокий темп роста в 2006 году демонстрирует налог на прибыль предприятий — 137%. А за счет каких отраслей производства?

— Если говорить о крупных промышленных налогоплательщиках в промышленности, то таких выделить нельзя. У нас разноплановый налогоплательщик, и примерно половину областных налогов на прибыль платит частный бизнес, что, в принципе, хорошо. Если взять, к примеру, Омскую область, то от одного налогоплательщика — «Сибнефти» — в Омске зависит весь бюджет! И, соответственно, стоило «Сибнефти» перерегистрироваться в Санкт-Петербурге, как 19 млрд рублей из бюджета Омской области просто выпало... В нашей экономике с ее структурой налоговых поступлений такого быть просто не может. Причем больше 50% налогов платит сфера услуг, телекоммуникации и связи, сфера банковских услуг, что подчеркивает устойчивость нашего налогового контингента и потенциала.

— Расскажите о других важных источниках налогов.

— Конечно же, это акцизы. Акцизы на алкогольную продукцию в структуре бюджета 2006 года составляют 3,5%, акцизы на нефтепродукты — 2,2% от общей доходной части.

Наверняка всем интересна ситуация с транспортным налогом. В целом он занимает в областном бюджете всего 2%, не слишком влияя на бюджетную обеспеченность. Сбор по нему не обеспечивается в полном объеме (недоимка более 200 миллионов рублей, которая в основном падает на физических лиц). Тем не менее темпы роста этого налога в 2006 году составляют 11% по отношению к 2005 году. Связано это как с увеличением машин в области, так и с улучшением качества налогового администрирования.

Учитывая принимаемые Правительством России решения об игорном бизнесе, думаю, также всем будет интересно узнать, что потеряет областной бюджет при благополучном решении вопроса. На самом деле немного — 1,5% от всех доходов областного бюджета, или 519 миллионов рублей.

Если говорить обо всех доходах бюджета, нужно обязательно сказать и о средствах, поступающих из федерального бюджета, то есть межбюджетных трансфертах. За 11 месяцев этого года в область из федерального бюджета поступило 6 млрд 410 миллионов рублей. Если посмотреть на структуру этих денег, то можно увидеть, что больше половины — это средства целевого назначения (к примеру, деньги, выделяемые на содержание внутренних войск). А вот около 3 миллиардов рублей — дотации. Причем суммы дотаций с каждым годом уменьшаются. Это связано с тем, что самостоятельные доходы области с каждым годом увеличиваются, и, соответственно, уменьшаются суммы дотаций. Конечно же, это говорит о нашем устойчивом развитии.

— Остановитесь подробнее на составляющих консолидированного бюджета.

— Со всеми налоговыми и неналоговыми поступлениями и средствами, поступающими из федерального бюджета, консолидированный бюджет 2006 года составляет 47 млрд 803 миллиона рублей.

Если смотреть, какие налоговые поступления его формируют (а это собственно областной бюджет и бюджеты всех органов местного самоуправления муниципальных образований, которых у нас 490), то опять-таки большую часть консолидированного бюджета формирует налог на доходы физических лиц. Его доля в консолидированном бюджете — 27%. Налог на прибыль предприятий составляет 18,9%.

Если речь идет о консолидированном областном бюджете, нужно обязательно сказать о земельном налоге (который составляет 4,5% от его общих доходных полномочий). Но если сбор земельного налога в городе надежды оправдал (в Новосибирске на декабрь уже собрано более 2 млрд рублей, понятно, что план по сбору земельного налога будет выполнен), то в районах кадастровая оценка и система налогообложения подвела.

В области, где находятся земли сельхозназначения и где земельные паи принадлежат собственнику (который часто точно не известен), обязать заплатить и собрать земельный налог с крупных организаций (фактически использующих эти земли) законных оснований нет. На сегодняшний день (а уже конец декабря) по сельским районам собрано не более 20% земельного налога. Естественно, у органов местного самоуправления возникают кассовые разрывы по оплате коммунальных услуг, по выплате заработной платы, которые покрываются бюджетными кредитами из области.

— Скажите, какое место занимает Новосибирская область по уровню бюджетной обеспеченности на душу населения по сравнению с другими субъектами России?

— Здесь наблюдается очень интересная динамика. Если в 2001 году Новосибирская область, по данным Министерства финансов, занимала 45-е место, то в 2003 — уже 40-е. В 2005 году — 36-е. А по результатам 10-ти месяцев 2006 года — уже на 25-м. Причем скачок на 9 пунктов произошел фактически за один год. И хотя это достаточно субъективный показатель (это можно понять хотя бы потому, что на 1-м месте в этом рейтинге стоит Агинский Бурятский округ), такие ежегодные переходы на более высокие ступени говорят сами за себя. Методика-то не меняется!

— На территории города Новосибирска собирается около 78% налоговых доходов консолидированного бюджета области. Можно ли сказать так, что город является донором Новосибирской области?

— Да, доля налогов, собираемых на территории Новосибирска, с каждым годом растет. Да и основная часть областных налогоплательщиков (более 80%) и налогооблагаемая база находятся в Новосибирске. Но все-таки сказать, что город кормит село, будет неправильно. Потому что городской налоговый потенциал формируется и за счет рынка переработки сельскохозяйственных продуктов, которые производятся на селе. Нельзя забывать и о том, что в 2002 — 2005 году осуществлялась серьезная государственная поддержка предприятий, которая, естественно, и помогла добиться в 2006 году высоких темпов роста налоговых поступлений.

В этом году областью принята программа государственной поддержки сельхозпроизводителей, которая должна будет также привести к развитию села, увеличению сельскохозяйственного производства. А это значит, что обязательно увеличатся и налоговые поступления из районов в доходную часть бюджета области.

— О хорошем завершении года говорит и 100-процентное выполнение доходной части бюджета по всем основным налоговым источникам, и собранные дополнительно в областной бюджет 400 миллионов рублей... Что бы вы могли сказать читателям и налогоплательщикам области в преддверии будущего года?

— Возможности для роста области велики! Будем работать!
Поделиться:
Копировать