Новосибирск -1 °C

К нам приходят, когда трудно

27.09.2015 00:00:00
К нам приходят,  когда трудно
Одним из немногих предприятий региона, которое на протяжении переломных 90-х годов XX века, многочисленных экономических и социальных реформ и в сегодняшнее непростое время сохраняет на достойном уровне поддержку своих работников и тех, кто вышел на заслуженный отдых, является Западно-Сибирская железная дорога.

Одним из немногих предприятий региона, которое на протяжении переломных 90-х годов XX века, многочисленных экономических и социальных реформ и в сегодняшнее непростое время сохраняет на достойном уровне поддержку своих работников и тех, кто вышел на заслуженный отдых, является Западно-Сибирская железная дорога. Если для кого-то в новинку термин «социальная ответственность бизнеса», то здесь это всегда было не только одной из ключевых нравственных установок, но и важной частью нормального поступательного развития.

Можно без преувеличения сказать, что на ЗСЖД действует комплексная система социальной поддержки, одним из элементов которой является Благотворительный фонд Западно-Сибирской железной дороги. Эта структура вот уже шестнадцать лет оказывает неоценимую помощь железнодорожникам и ветеранам магистрали, у которых возникают различные проблемы со здоровьем. Работают в фонде люди не просто неравнодушные, отзывчивые к чужой беде, но и настоящие профессионалы, много лет жизни отдавшие родной дороге. Мы беседуем с секретарем и членом правления Благотворительного фонда ЗСЖД, человеком с удивительно обаятельной улыбкой Любовью Николаевной Кляус.

Романтика северных дорог
Любовь, в те годы — Фильчакова, вместе со школьной подружкой (они до сих поддерживают с Татьяной Алексеевной Михайловой самые теплые отношения) ходила по новосибирским вузам, выбирая дело «по себе». Девчонки уже побывали в педагогическом институте, где их особенно интересовал математический факультет, затем в знаменитом НЭТИ и вот пришли в НИИЖТ. Здание, не только солидное, как настоящий храм науки, но и красивое, с его стройными, как у театра, колоннами и украшенным лепниной фронтоном, произвело на вчерашних школьниц неизгладимое впечатление. Понравилось и внимательное, заинтересованное отношение членов приемной комиссии вуза, которые не только рассказали абитуриенткам об имеющихся факультетах и новых специальностях, но и обрисовали перспективы развития железных дорог восточной части страны. Любовь Николаевна смеется:

— Молодые были… Легко загорались идеями! Представляете, мне мечталось строить дорогу на север, в удаленные районы… А вскоре началось строительство БАМа.
Романтика прокладывания новых путей, пожалуй, и привела ее на факультет «Путь и путевое хозяйство». Поступила легко. Вступительное сочинение Любовь Фильчакова писала как раз на тему будущей дороги. Учиться в институте оказалось очень интересно, хоть и сложновато порой. Как все технари, Любовь Николаевна с особым трепетом вспоминает сопромат. Зато были другие предметы: «изыскания», лекции по которым читал Константин Иванович Щепотин, непосредственно «путь и путевое хозяйство»… Особенно запомнились такие педагоги, как Роберт Иванович Корн, которых отличали не только великолепное знание предметов, фундаментальная подготовка, но и истинная интеллигентность, огромная работоспособность, железная внутренняя дисциплина, способность зажечь студентов и повести их за собой.

— Не зря говорят, что молодость, студенчество — самая золотая пора, — делится воспоминаниями Л.Н. Кляус. — Общение с умными, талантливыми людьми, атмосфера студенческой жизни, множество разных дел, увлечений… Замечательные годы!

 Любовь Николаевну Кляус отличают человечность, вдумчивое отношение к доверенному делу, профессионализм и высокое чувство ответственности. Отрада ее души — двое взрослых детей и трое внуков. Фото Елены КОСТИНОЙ

Жаль, но Любовь Николаевна не смогла отыскать в домашнем архиве старенькую газетку, в которой был напечатан репортаж о студентах НИИЖТа, приехавших в удаленный уголок под Читой, чтобы силами своего стройотряда помочь сельчанам возвести школу. Это был самый первый ее объект.

Новые знания, полученные в институте, укрепили будущего строителя железных дорог в верности выбора профессии и не развеяли романтических настроений. По распределению наша героиня поехала в достаточно удаленное место — Ужурскую дистанцию пути Восточно-Сибирской железной дороги. Страшно, говорит, не было: подумаешь — одна, оставив родителей и друзей в Новосибирске, со знаниями, но еще без опыта, едет в небольшой городок, название которого с бурятского переводится как «устье реки». Страшновато стало потом, когда узнала, что работать ей предстоит тоннельным мастером.

Тоннельный мастер
— Это не совсем мой профиль. У нас в НИИЖТе был специальный факультет «Мосты и тоннели», а тут меня ставят тоннельным мастером… Помню, как я первый раз отправилась смотреть Сонский тоннель. Одна. Он расположен в кривой, длина — более 900 метров, почти километр. Собралась и от станции пошла по направлению к тоннелю. Лес вокруг… До тоннеля дошла, немного углубилась в него — и поезд идет. Там ниши специальные есть, в них абсолютно безопасно, но когда стоишь одна, а поезд длинный-предлинный…

«Всплакнули?» — уточняю на всякий случай. «Нет, — отвечает с улыбкой моя собеседница, — не плакала, но погрустила немного».

Освоиться новенькой помог теплый прием коллег и то, что незадолго до нее в Ужурскую дистанцию приехали еще две девушки со свежими корочками вузов.
Подружились быстро. Одна из девчонок работала мостовым мастером, другая — инженером дистанции пути. Новичков опекали Илья Тимофеевич Простаков, начальник Ужурской дистанции пути, и Вера Михайловна, начальник техотдела, к которой можно было всегда обратиться при возникновении каких-то вопросов. Иногородних тут же поселили в общежитии, определили круг обязанностей и помогли войти в обычный трудовой ритм дистанции.

— Коллектив был хороший. Это во всем чувствовалось, — рассказывает Любовь Николаевна, — У меня своей бригады не было, зато имелась мостовая бригада, которая управлялась со всеми делами. Ею руководил очень опытный бригадир, так что у меня проблем не возникало. Можно сказать, что первое время не столько я ими руководила, сколько они мне помогали…

В качестве дополнительной нагрузки Любе поручили работу по охране труда, так что в короткий период она стала еще и преподавателем дорожной технической школы, вела занятия по своей основной теме — «Путь и путевое хозяйство». Примерно через год девчонкам выделили на двоих служебную двухкомнатную квартиру. Но задержались молодые специалистки в Ужуре не очень долго. Сначала Наташа вышла замуж и уехала вслед за мужем, а несколько позже и Люба Фильчакова, вышедшая замуж за студенческого друга Анатолия Кляуса, уехала вместе с ним на Дальний Восток.

Стоит отметить еще такой момент: заключительный период своего пребывания в Ужуре наша героиня работала уже не на железной дороге, а в райкоме комсомола, куда ее как молодую, инициативную, активную пригласили в орготдел. Там она не только занималась организацией массовых молодежных мероприятий, но и собирала полевые сводки по урожаю и решала другие вопросы, обычные для комсомола тех лет.

Время перемен
Анатолий Кляус после вуза был распределен в Омск. Через какое-то время его призвали в армию и отправили в железнодорожные войска на станцию Известковая Дальневосточной железной дороги. Когда они поженились, Анатолию Эдуардовичу оставалось дослужить девять месяцев. Поскольку в ПМС работы по специальности для молодой супруги не нашлось, Любовь Николаевна устроилась экономистом. По окончании службы сибиряки вернулись на малую родину.

В Новосибирске Люба и Анатолий, по меткому выражению моей собеседницы, нашли работу… на соседних этажах. Анатолий Эдуардович Кляус устроился в трест «ЗапСибтрансстрой», а Любовь Николаевна — в Дорстройтрест ЗСЖД. Начинала на новом месте в группе по нормированию, затем была инженером, старшим инженером планово-экономического отдела… Все это вылилось в историю длиной в пятнадцать лет, о которых она сегодня вспоминает с большой нежностью.

— Начальником отдела был очень хороший, очень умный человек — Олег Михайлович Бехтерев, царство ему небесное. Молодые были, все было интересно. На Владимировской дома строили, в Первомайке много объектов возводилось… В тресте был очень дружный коллектив. Мы до сих пор сохранили замечательные отношения. Каждый год встречаемся в день рождения Екатерины Алексеевны Лемешевой. Ей уже за 90. Екатерина Алексеевна работала в тресте бухгалтером с самых первых дней его существования. Столько начальников на ее веку сменилось! Она уже еле ходит… Но неизменно 28 апреля мы собираемся у нее дома, вспоминаем, ведем задушевные разговоры.

 Знак «Почетный ветеран ЗСЖД» Л.Н. Кляус вручают главный инженер дороги Владимир Александрович Цимерман и председатель Дорпрофсожа Александр Михайлович Кужелев. Фото из личного архива Л.Н. Кляус

Валентина Викторовна Горохова, еще одна моя коллега, у нас как «штабквартира» — всех обзвонит, соберет в назначенное время, организует… Если заболел кто — поможем, у кого-то внук родился — поздравим. Жизнь есть жизнь, мы не становимся моложе — порой приходится встречаться на похоронах… Мария Фёдоровна Кармановская, которую вы несколько минут назад застали у меня в кабинете, замечательный человек, который сегодня в тресте занимается ветеранами.

Трест был большой, имел отделения по всей дороге, это сотни работников. Любовь Николаевна занималась штатными расписаниями, отчитывалась и сдавала документы Алле Георгиевне Соломатиной, которая курировала эту работу в управлении дороги. Позже ее на этом посту сменила Валентина Ивановна Воронова, которая и пригласила Л.Н. Кляус к себе в команду.

«Трест, признаюсь, не сразу отпустил. Помог Пётр Филиппович Мысик, который в то время был главным экономистом и заместителем начальника дороги. Душа-человек, к нему по любому вопросу можно было обратиться и получить поддержку», — рассказывает Любовь Николаевна.

Новый этап работы тоже был напряженным и по-своему интересным. Шло реформирование: расформировывали Новосибирское и Барабинское отделения, затем объединялись дороги, заново выделялся Новосибирский регион… Штатное расписание менялось часто, шла перерегистрация предприятий, много приходилось работать с тесном контакте с регистрационной палатой. Структура управления дороги тоже претерпевала изменения. Была создана служба реестра и имущества, которую возглавил С.И. Кретов. В состав этой службы вошел организационно-штатный отдел, которым Любовь Николаевна руководила несколько лет.

С Владимиром Ивановичем Старостенко Л.Н. Кляус была уже знакома по работе, но особенно много пришлось общаться с начальником дороги, когда ЗСЖД из другого министерства был передан стрелочный завод. Предстояло очень сложное сокращение кадров, приведение численности работающих в соответствие с новыми экономическими реалиями. Много расчетов, обоснований, документации, и за каждым решением — судьбы людей. Начальник дороги и его помощники взвешивали все за и против.

— Незадолго до перевода в Москву Владимир Иванович предложил мне перей­ти в общий отдел. Сейчас это служба управления делами. В группу, кроме меня, входили секретари начальника дороги и всех его заместителей. Мы готовили документы, вносили правки, писали протоколы, подготавливали договоры к подписанию, помогали в организации всех важных мероприятий, которые проходили на дороге, — рассказывает Любовь Николаевна. — Я шутила тогда: «Девчонки, мы младший обслуживающий персонал при начальнике дороги»...

— Как вам работалось с Александром Витальевичем Целько?

— Очень хорошо. С любым вопросом приходила: и жалобы разбирали, и на приемах по личным вопросам я присутствовала. Он всегда внимательно слушал, разбирался. Александр Витальевич относился к работе нашего отдела с пониманием, помогал, если трудности возникали.

Когда отдел был преобразован в службу управления делами, Любовь Николаевна еще четыре года работала заместителем начальника, по-прежнему безупречно выполняя свои обязанности, о чем свидетельствуют многочисленные записи о поощрениях в трудовой книжке.

Разделить чужую боль
Следующим предложением о работе стало приглашение в правление Благотворительного фонда ЗСЖД. Председателем правления фонда в тот период был Василий Петрович Герасимов, а сегодня правление возглавляет заместитель начальника дороги по взаимодействию с органами власти Алексей Анатольевич Варющенков.

Фонд был создан шестнадцать лет назад, когда дорогой руководил Владимир Иванович Старостенко. В переломный период на рубеже тысячелетий, когда людям было особенно тяжело в экономическом и социальном плане, на дороге приняли решение о создании фонда, который бы, с одной стороны, позволял работникам участвовать в благотворительной деятельности, отчисляя небольшую часть своей зарплаты на четко прописанные в уставе фонда цели, с другой — повышал социальную защищенность сегодняшних и бывших тружеников магистрали.

Руководящим органом фонда является попечительский совет, который сегодня возглавляет заместитель начальника дороги по кадрам и социальной политике Александр Михайлович Теслевич. Председателем правления попечительского совета является Пётр Филиппович Мысик, возглавляющий дорожный совет ветеранов. Именно совет принимает решения, когда речь идет о дорогостоящих медицинских операциях и так далее.

У каждой из структур дороги, «завязанных» на социальную политику, свои цели, задачи, а вместе они — советы ветеранов, Красный крест, Благотворительный фонд — выполняют очень важную функцию: помогать людям. В газете «Транссиб» читаем: «За 15 лет деятельности Благотворительного фонда дороги помощь получили более 40 000 человек. Объем оказанной помощи превысил 331 миллион рублей».

Термин «сопричастность» очень важен в нашей жизни. Никто не знает своей судьбы: сегодня ты здоров, а завтра может потребоваться срочная помощь. Понимая это, огромное число неравнодушных людей, работающих на Западно-Сибирской дороге (более 70 тысяч человек), делают ежемесячные отчисления из своей зарплаты. Все — от простых работников до руководителей высшего звена. Кто перечисляет 100 рублей, кто больше, это каждый решает сам.

Как из маленьких ручейков формируется река, так благодаря небольшим личным пожертвованиям наполняется фонд, чтобы была возможность помочь тем, кто нуждается в операции, в приобретении медицинских приборов (глюкометров, слуховых аппаратов), инвалидных кресел и прочее. А самое главное — человек, получающий помощь, понимает, что это не просто деньги, выделенные дорогой, а помощь, сочувствие и поддержка тех 70 тысяч человек, для которых участие в благотворительности стало нормой жизни, моральным принципом. Каждый знает, что если с ним случится беда, если, не дай бог, потребуется операция ребенку или престарелым родителям, фонд не оставит в беде.

Спрашиваю Любовь Николаевну о том, как трудно, должно быть, даже коллегиально решать, кому оказать первоочередную помощь? Она, улыбнувшись с какой-то светлой грустью, сказала:

— Знаете, за то время, что я здесь работаю, мы еще никому не отказали. Морально бывает очень тяжело, когда сталкиваешься с человеческим горем. Посмотрите, как «помолодела» онокология: совсем не старые люди болеют, маленькие дети… С этим сложно смириться. Но понимание того, что фонд помогает, порой в буквальном смысле благодаря своевременной квалифицированной помощи врачей продлевает, спасает жизни, дарит моральное удовлетворение. Чувствуешь, что ты сопричастен большому хорошему делу. Все руководители понимают важность этой работы и помогают. Я очень рада, что есть такой человек, как Пётр Филиппович Мысик. Его авторитет и здесь, на дороге, и в Москве настолько высок, что, мне кажется, нет такого вопроса, который бы он не смог решить…

Фонд имеет три региональных филиала. Омским руководит Николай Николаевич Волынец, Кузбасским — Виктор Акимович Коваленко. Барнаульский филиал фонда, который возглавляет Анатолий Александрович Гришанин, помимо своей основной деятельности, опекает ветеранов войны, одиноких пожилых людей — ветеранов ЗСЖД, семьи железнодорожников, в которых растут дети-инвалиды. И другие филиалы работают не «по накатанному», а стараясь держать руку на пульсе социального самочувствия, заботясь о самых нуждающихся.

П.Ф. Мысик поздравляет дружный коллектив общего отдела. Фото из личного архива Л.Н. Кляус

Владимир Гарольдович Рейнгардт, начальник Красноярской дороги, по примеру ЗСЖД, с которой его связывают многие годы работы, создал аналогичный Благотворительный фонд. На других дорогах сети такой структуры пока нет. С вопросом о том, насколько важную роль играет фонд в жизни магистрали, ее тружеников, мы обратились к Петру Филипповичу Мысику. Он ответил:

— Неоценимую! Потому что в наше непонятное время, когда очень не хватает сострадания, простого сочувствия, особенно у людей более молодых, воспитанных в переломные перестроечные годы по принципу «каждый живет сам для себя» и «деньги — главное в жизни», человек должен сохранять в себе что-то светлое и доброе, делиться им. Без сочувствия, сопереживания нет благотворительности. Знаете, я последним подписываю протоколы фонда… Это так тяжко делать порой. Потому что речь идет о тяжелых заболеваниях. Потому что многие знакомы из тех, кто обращается за помощью. Потому что принимаешь близко к сердцу боль этих людей… Люба, Любовь Николаевна Кляус, приносит мне на подпись эти документы и порой плачет прямо в моем кабинете, рассказывая о том, что у кого стряслось, кто по какой причине обратился в фонд… Вроде и себя поберечь надо, а не получается. В этом деле без сердца никак…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: