Сравнение тарифов на проезд в Новосибирске с другими городами

Инфографика VN.ru
Еще весной в департамент по тарифам Новосибирской области поступило обращение от Новосибирского метрополитена и МКП «Горэлектротранспорт» о пересмотре установленных тарифов на перевозку пассажиров и багажа. Теперь же к водителям трамваев, троллейбусов и метро присоединились автоперевозчики.

Транспортный союз Сибири обратился к руководителям города и области с просьбой ускорить принятие решения об увеличении тарифа на пассажирские перевозки. Его поддержала Новосибирская областная организация работников автомобильного транспорта. Кроме того, транспортники выдвинули предложение разработать тарифную стратегию до 2030 года, чтобы «обеспечить нормативное содержание подвижного состава, снять социальную напряженность, уменьшить отставание уровня заработной платы».

О необходимости повысить тарифы, которые не менялись уже три года, говорят давно. Власти в принципе поддерживают инициативу перевозчиков. Но вот у новосибирцев эта идея вызывает недовольство. «Было бы за что платить — трамваи и троллейбусы грязные, переломанные, холодные» — в таком ключе в основном высказываются жители города на форумах и в соцсетях. При этом упускают из внимания, что тепло, комфорт и безопасность транспорта во многом зависят как раз от тарифа. Если цена проезда не соответствует себестоимости, то у перевозчика не остается денег на модернизацию и ремонт подвижного состава.

Понятно, что, если расходы хотя бы на один сегмент, формирующий себестоимость, растут, должен расти и тариф. В Новосибирске же он не менялся несколько лет, притом что с 2015 года дизтопливо, например, подорожало в среднем на 30 %, бензин — на 40 %, масла — на 50 % и больше. Повышаются цены и на электроэнергию. Подорожали запчасти, выросла зарплата сотрудников. В итоге перевозчики пришли к тому, что себестоимость транспорта выше, чем плата за проезд. На обновление парка и вовсе не остается средств.

По информации мэрии, большая часть доходов от продажи билетов уходит на ГСМ. И даже несмотря на компенсации из бюджета, транспортные компании несут убытки. Если же тариф сравняется с себестоимостью проезда, то у них появятся средства на то, чтобы отремонтировать и сделать комфортным для пассажиров трамваи, троллейбусы и автобусы.

В идеале, чтобы тариф сравнялся с себестоимостью, его нужно поднять на 40 %. В таком случае проезд в наземном электротранспорте будет стоить 26,4 рубля, а в метро — 27,9 рубля. Но власти уверяют: резкого скачка цен не допустят.

— Вопрос о повышении тарифа назрел давно, и перевозчики с 2016 года неоднократно обращаются в областной департамент по тарифам с просьбой увеличить его, — говорит начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска Роман Дронов. — Каким он будет — решать департаменту, перевозчики лишь представляют пакет документов, где показана себестоимость перевозки. Сегодня на электротранспорте она составляет 25–26 рублей, на муниципальном транспорте ПАТП-4 — 36 рублей. Но, естественно, тарифа в 36 рублей не будет, так же как и в 26 рублей. Да, мы очень сильно отстали от реальной стоимости перевозок, но все же прекрасно понимаем, что одномоментно поднять тариф до экономически обоснованного невозможно и неправильно. Скорее всего, стоимость проезда будет больше 20 рублей, но какой именно, пока неясно. Что касается того, что тариф будут повышать дважды — в этом году и в следующем, то об этом пока рано говорить, нужно дождаться решения департамента по этому году.

В мэрии надеются, что департамент по тарифам Новосибирской области окончательно определится со стоимостью проезда к октябрю, а значит, до подорожания билетов на трамвай и троллейбус осталось совсем недолго.

Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №39 от 28 сентября 2018 года