«Урал Мари. Смерти нет» – встречает нас вывеска у входа в музей. Первые шаги в выставочный зал по зеленому паркету. Прямо – стенд с березками, слева – фотографии современных жителей уральских марийцев. Это раздел про жизнь. Вот старики выглядывают в окно, молодежь в народных костюмах оседлала велосипеды. Но дальше – черта, за ней черный пол и высокие мрачные колонны. Это самая большая часть экспозиции и она является своеобразным переходом – зоной между жизнью и смертью, местом встречи живых и мертвых. Колонны украшены информационными мультимедийными экранами и символизируют собой священные рощи, где местные жители поклоняются богам и общаются с высшими силами.
«Нас марийцы интересуют не как специальная этнографическая группа, а как конкретный пример отношений между живыми и мертвыми, которое было у всех. Нас эта история интересует как универсальная, – рассказывает автор выставки, именитый фотограф Александр Сорин. – Например, родительская суббота – это остатки тех дохристианских представлений, кормление мертвых. То, что мы оставляем на кладбище, оставляем мертвым, которые должны есть. На поминках тоже кормим мертвых, не сами едим и радуемся, мы через себя насыщаем мертвых. Смысл сегодня утрачен, но марийцы помнят, что они делают, когда, зачем и что это значит».
Марийцы – язычники и анималисты с огромным пантеоном богов. По их версии, человек не умирает, а переходит в другой мир, где продолжает жить, работать и даже может создать семью, но периодически он приходит к своим живым родственникам. В зоне перехода – сны, в которых люди общаются с умершими. Покойники приходят с просьбами и жалобами.
«Моя соседка умерла и мне снится сон, – повествует в экспозиции жительница деревни Андрейково Ольга Вапаева. – Я, говорит, дома шагу не могу ступить, у меня по дому проволока. Звоню дочери, та говорит: «Мы же цветов понатыкали поверх могилы, а они из проволоки». Потом она рассказала, что цветы они убрали и снова видели ее во сне в красивом платье».
Большой белый стол с посудой, солью, мукой и яйцами – алтарь, место, где едят и живые, и мертвые. Такие же столы находятся у марийцев в молельных рощах. Там совершают ритуальное жертвоприношение, чаще всего режут барана. Мало кто знает, но на наших кладбищах столики в ограде тоже являет собой место для кормления мертвых.
Читайте также: Кладбище домашних животных – как новосибирцы хоронят питомцев
Третий раздел выставки – о смерти, которой, как считают марийцы, нет. Вдоль темного коридора, ведущего в небольшую комнату – круглые отверстия. Внутри находятся архивные фотографии умерших марийцев, детали их быта – покосившиеся дома, повозки с лошадьми. Зрители как бы заглядывают за грань смерти. А дальше по коридору – мультимедийный кинозал, где в режиме нон-стоп зрителям покажут нарезку документальных кадров. «Главная идея, что если мы знаем теперь про живых, про традиции взаимодействия, то про смерть мы ничего не знаем, - поясняет автор выставки. – Это про ощущения, настроенческо-символическая смерть. Вся эта выставка – скорее современное искусство, чем классическая этнографическая, но она немногослойная».
Некоторые фото на выставке Александра Сорина, часть снимал его коллега – известный фотограф из Екатеринбурга Федор Телков. Интервью и текстовую составляющую готовила Наталья Конрадова.
Два года команда колесила по уральским деревням – за плечами фотографов десять экспедиций. Выставка мультимедийная – в зале установлено несколько мониторов с наушниками, зритель может погрузиться в атмосферу традиций марийцев через интервью, видео обрядов, своими глазами узреть процесс общения людей с мертвыми. На стендах – QR-коды, через которые можно узнать больше. Кстати, сам код очень похож на марийскую вышивку – те же геометрические фигуры.
В гроб покойникам марийцы кладут деньги, одежду, полотенце, расческу и нитки трех цветов. В самом гробу прорубают окно, чтобы покойник мог приходить во снах и предупредить о беде.
«Дочь соседки увидела во сне свою бабушку, она говорит, ругается, что не может из дома выйти, не может в дом зайти. На следующий день они с мамой пришли на кладбище, а на могилу огромная береза упала, придавила решетку и оградку», - написаны на стене воспоминания Ольги Вапаевой из деревни Андрейково. Марийцы хоронят мертвых на кладбищах, а молиться приходят в священные рощи. Считается, что если срубить священное дерево, обречешь себя и свою семью на гибель.
Выставка откроется завтра, 28 ноября, и продлится до 26 января следующего года.
когда она гуляла с подругами-молодухами( ну да.. всего-то 70..80 лет) частенько можно было услышать
- да ладно... я уже старая... помру - так помру
на что моя бабуля всегда отвечала
- А я ещё жить хочу! я ПОЛЕЗНАЯ!!!
и да.. после того, ка её не стало, я продолжил с ней разговаривать... когда "прижмёт" особо сильно последние мыли при засыпании - о ней.
и нет ничего удивительного, что она ко мне приходит в такие дни во сне.
разумом понимаю - "сам себя накрутил. это МОИ игры разума", а сердцем верится - "бабуля приходила" :)