По официальной статистике, ежедневно на дороги России выезжает миллион водителей, не имеющих страховки. Число внушительное. При этом большую часть нарушителей, по мнению экспертов, составляют отнюдь не прозевавшие срок действия полиса, а водители, намеренно отказывающиеся от страхования. Один из таких житель Новосибирска Андрей: «Страховка мне не нужна, я больше 30 лет за рулем, ни одной аварии по моей вине не случилось. А цена сильно кусается, бьет по семейному бюджету, из-за этого я и не страхуюсь. Гаишникам еще не попадался ни разу».
А вот история, когда добропорядочный автолюбитель пострадал от менее ответственного коллеги. Осенью минувшего года Александр Агеев решил отдохнуть с семьей в Белокурихе. В итоге долгожданная поездка на Алтай обернулась расходами в 40 тысяч рублей на ремонт машины: «На парковке произошло ДТП с местным жителем. Страховки у них не оказалось и денег тоже. Посчитав все свои затраты на судебные издержки и так далее, я просто плюнул на все и решил починить автомобиль за свой счет».
Дело в том, что законопослушный автолюбитель, то есть имеющий полис автогражданки, не может рассчитывать на выплату от своей страховой компании, если виновник аварии оказался без полиса ОСАГО. По сути, увеличение штрафа за отсутствие страховки с 800 до пяти тысяч рублей должно защитить добропорядочных водителей. Кстати, в развитых странах финансовая ответственность нарушителей намного жестче, чем в России.
«Например, в Европе, если машина просто стоит, а у водителя отсутствует страховка, то штраф может достигать 800 евро. В некоторых странах еще может зависеть от размера дохода граждан. А за езду без страховки придется заплатить 1500 евро. Я считаю, что это правильный подход, наказание должно быть дороже, чем стоимость невыполненного обязательства», - говорит адвокат Денис Садовский.
Впрочем, одним повышением штрафов, по мнению экспертов, проблему не решить. Сегодня в стране в ходу больше пяти миллионов поддельных полисов автогражданки. Причем продавцы фальшивок нередко обещают даже внести данные в базу Российского союза автостраховщиков. На одном из известных новосибирских автопабликов недавно провели опрос на условиях конфиденциальности. Из нескольких тысяч участников более 20 процентов не имеют настоящего страхового полиса.
Корреспонденты ОТС решили провести эксперимент и узнать, а легко ли сегодня в Новосибирске купить поддельный полис ОСАГО. На все ушло не больше пяти минут, как появилась статистика. Средняя стоимость предложения - от полутора до двух тысяч рублей. А авторы некоторых объявлений к делу подходят креативно и рассказывают, в каких конкретно случаях может пригодиться подделка. Например, когда до продажи автомобиля осталось всего несколько дней, а старый полис закончился. Впрочем, как известно, именно спрос рождает предложение. А значит, остается надеяться, что помимо идеи повысить штраф за езду без автогражданки возьмутся и за тех, кто пользуется подделками.