Заседание оперативного штаба Министерства сельского хозяйства РФ прошло по договоренности, достигнутой в Москве врио губернатора Андреем Травниковым. На совещании присутствуют представители элеваторов, Западно-Сибирской железной дороги, руководители сельхозпредприятий. Цель совещания – решить вопрос транспортировки и реализации рекордного урожая из Новосибирской области. В этом году аграрии региона собрали более 3 млн тонн зерновых.
Директор Департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза РФ Анатолий Куценко отметил, что запланированный потенциал роста зерна по СФО составляет до 25 млн тонн в год. И текущий год должен стать «лакмусовой бумажкой», позволяющей увидеть все слабые точки, чтобы подготовиться к стабильной поставке сибирского зерна на экспорт.
Для решения аграрного вопроса в Новосибирск прибыл заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов. Фото пресс-службы правительства НСО
Однако озабоченность вызывает качество сибирского зерна, которое уже несколько лет падает, несмотря на то, что объем производства остается прежним. Куценко подчеркнул, что те производители, которые будут делать ставку на пшеницу 4-го класса, будут неизбежно проигрывать тем, кто держит качество на уровне хотя бы 3-го класса.
Министр сельского хозяйства Новосибирской области Василий Пронькин обратил внимание на проблему транспортировки зерна.
– Все наши беды кроются в том, что мы последними начинаем уборку и последними заканчиваем. И в тот момент, когда мы готовы вывозить зерно за пределы области, все зерновые вагоны уходят за Урал, – отметил Василий Пронькин. – Это срывает все поставки, которые были. Мы с августа не можем иметь их в полном объеме. Также существует проблема крытых вагонов, которые не соответствуют нормативам для поставок в КНР. Отсюда срыв контрактных обязательств, которые есть с партнерами. Также имеет смысл наложить мораторий на повышение стоимости аренды вагонов, поскольку цены сейчас растут каждый месяц.
Чем выше качество зерна, тем больше вероятность его быстрой реализации. Фото Аркадия Уварова
Всего по словам Василия Пронькина, региону предстоит вывезти 1-1,2 млн тонн зерна. Из них 180 тысяч тонн в Санкт-Петербург, Москву и Пермь, 200 тысяч тонн - в Новороссийск, 150 тысяч тонн - в пределах Сибирского федерального округа.
Представители РЖД в свою очередь заверили, что железные дороги готовы к перевозке зерна, в том числе из Новосибирской, Томской, Омской и других областей Сибири. Однако имеются вопросы к собственникам вагонов, которые допускают простаивание техники в течение 2-10 суток и более, что недопустимо.
– На Западно-Сибирской дороге находится 822 зерновоза, – отметил начальник оперативного управления РЖД Вячеслав Саутенков. – Из них 281 вагон простаивает на путях не общего пользования более 2-х суток. От 2 до 5 дней – 221 вагон, от 5-10 – 36 вагонов, 24 вагона простаивают более 10 суток. Среднесуточная погрузка в ноябре по России составляет 95 вагонов в сутки. В рабочие дни – 128, в выходные – 50. В том числе в Новосибирской области грузят в сутки в рабочие дни 20 вагонов, в выходные – 5 вагонов. В Омской области в рабочие дни грузят 81 вагон, в выходные – 27 вагонов.
Если раньше основная вина за простои вагонов возлагалась на РЖД, то сегодня все чаще ставится вопрос о технических возможностях грузоотправителей. Чтобы обеспечить вывозы необходимых объемов, нужно также увеличить планирование, чтобы железная дорога успевала спланировать пропуск всех грузовых составов. Причем планирование должно быть не на пару недель вперед, а на несколько месяцев.
Первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов отметил, что стратегия развития АПК Новосибирской области, представленная врио губернатора Андреем Травниковым, соответствует текущим требованиям Минсельхоза РФ. Кроме того, он сообщил, что готовится встреча Андрея Травникова с министром сельского хозяйства РФ Александром Ткачевым. Хатуов подчеркнул, что все участники зернового рынка Сибири понимают необходимость слаженного механизма взаимодействия. Это, по его словам, признали представители РЖД, операторы, представители элеваторных мощностей, руководителей региональных штабов.
- Меры по обеспечению транспортировки и реализации зерна из Новосибирской области будут усилены, – заявил Джамбулат Хатуов. Речь, в частности, идет об обеспечении сибирских регионов вагонами для вывоза зерна в необходимом объеме. О потребностях вагонов с разбивкой по месяцам, по его словам, будет проинформирован профильный вице-премьер Правительства РФ.