Шестиметровый дирижабль подняли в воздух на Технопроме-2024 в Новосибирске

фото Андрея Заржецкого
Управляемый дирижабль-беспилотник на циклоидальных роторах разработали ученые Института теплофизики СО РАН. Воздушное судно может быть грузовиком или прогулочной яхтой.

Новую технологию управления дирижаблями представили на Технопроме-2024 ученые из Новосибирска. За счет циклоидальных роторов старинное воздушное судно стало более маневренными и управляемым даже в ограниченных пространствах.

«Это высокоманевренный аппарат, который может вертикально подниматься, опускаться и в пределах небольших площадей делать разворот на 360 градусов. Его довольно легко загружать и разгружать за счет циклоидальных движителей», – рассказал VN.ru научный сотрудник ИТФ СО РАН Дмитрий Дектерев.

Прямо в выставочном павильоне Технопрома 6-метровый дирижабль подняли в воздух с помощью пульта управления и развернули в воздухе. Как говорят разработчики, он может двигаться со скоростью свыше 100 км/ч и перевозить значительные грузы. Дирижабли большого класса способны поднимать в воздух до 40-50 тонн.

Сейчас устройства, популярные еще в конце XIX начале XX века, можно использовать для покрытия интернет-связью отдаленных регионов, для облета и сканирования теплосетей, для подъема грузов к высоким матчам и просто как прогулочную яхту.

«Был довольно большой провал в дирижаблестроении как в России, так и во всем мире, но сейчас возвращаются к этой тематике», – говорит Дмитрий Дектерев.

Затраты энергии на воздушный полет у дирижаблей значительно меньше, чем у вертолетов, заявляют ученые. Это значит, что у пионера воздухоплавания появились новые перспективы. Решается вопрос о масштабном производстве отечественных дирижаблей.