«Чаек» у нас в реставрации было три, и мы все их восстановили до летного состояния. Этот, четвертый, самолет был найден в начале 1990-х годов в Тверской области или в Карелии. Он восстановлен только в виде макета, то есть в воздух самостоятельно не поднимется. Но на нем более 80% оригинальных металлических деталей, основная часть которых принадлежала самолету с бортовым номером 75», – рассказал профессор кафедры прочности летательных аппаратов Владимир Бернс.
Дело в том, что на столь старой летной машине невозможно сохранить все «родные» детали – от времени большинство из них утратило функциональность. В воссоздании истребителя принимали участие сотрудники НГТУ и фирма «Авиареставрация».
По словам ведущего инженера лаборатории реставрации раритетных самолетов НГТУ Виктора Лушина, самолет был сбит, долгое время находился в болоте, корпус покрылся коррозией. У «Чайки» сохранились ферма фюзеляжа и центроплан, новые детали были сделаны по восстановленным чертежам. Воссозданный самолет будет выставлен в музее военной техники города Верхняя Пышма Свердловского области.
И-153 «Чайка» был создан в 1930-е годы в ОКБ Поликарпова. Является одним из немногих бипланов с убирающимися шасси. «Чайка» сыграла важную роль в боях на реке Халхин-Гол, также принимала участие в начале Великой Отечественной войны. На «Чайке» воевал боевой товарищ новосибирца Александра Покрышкина, дважды Герой Советского Союза Александр Клубов.
Читайте также – «Девушка и самолет: сибирячка 9 лет восстанавливает заброшенный Ту-104».