По дороге на ОбьГЭС тоже хочешь не хочешь, да обязательно упрешься взглядом в суровые лица среди потоков воды и солнца. И кажется, что эти лица останутся на века, ведь мозаика — самая долговечная из всех картин. Собрать мозаику может человек. И, как ни странно, только человек может ее уничтожить без следа и очень быстро.
Например, так произошло с панно на площади Калинина, которое было сделано приблизительно в семидесятых годах. Лет пять назад произведение искусства оперативно «скололи» — говорят, оно чем-то помешало местному кафе. А между тем, возможно, это панно создал наш земляк — художник Владимир Сокол.
Основные работы художника-монументалиста Владимира Сокола знают, наверное, все горожане. Хотя бы однажды они попадались нам на глаза, правда, вряд ли кто-то задавался вопросом, кто же их автор…
Член Союза художников СССР с 1970 года, заслуженный художник РСФСР Владимир Сокол родился в селе Пихтовка Колыванского района в 1927 году. Учился в ЛВХПУ им. В. Мухиной. И за свою жизнь много сделал для города Новосибирска. Для тех, кто когда-нибудь бывал в алтайской деревне Пихтовка, вполне очевидно, откуда Владимир Сокол черпал свое вдохновение — невероятные красоты местных рек, лесов и полей навечно отразились в сюжетах его каменных картин.
Например, панно «Охота» в ресторане гостиницы «Золотая долина» было создано в 1965 году, но, к сожалению, до сегодняшнего дня не дожило. Впрочем, так же как и панно «Рождение Оби», «Сартакпай» в зале ожидания речного вокзала 1976 года выпуска. А вот панно «Богатства Сибири» в Доме ученых СО АН СССР 1967 года еще можно успеть увидеть. Впрочем, как и «Покорители Оби» в поселке строителей Новосибирской ГЭС — ОбьГЭС, которое датируется 1970 годом. Или «Природа Сибири» 1974 года в ресторане гостиницы «Обь». Ну и, конечно, панно «Письменность, печать» на фасаде издательско-полиграфического комплекса «Советская Сибирь» 1979 года, которое давно уже стало одним из самых запоминающихся символов Новосибирска.
А под конец жизни художник создал к тому же самые прекрасные в нашем городе витражи — «Наука», который сейчас обитает в вестибюле НГУ (1975) и десять витражей «Города Сибири» на станции «Речной вокзал» новосибирского метро (1985). И очень хочется надеяться, что больше ни одно коммерческое предприятие никогда не покусится на все вышеперечисленное.
«Евразия» против «Строителя»
Еще один большой художник из крестьянской семьи — Василий Кирьянов. Основные работы художника доступны всем жителям города. Например, мозаичное панно «Труд, наука и культура» на торце здания Облсовпрофа видит любой входящий и выходящий из метро на станции «Красный проспект».
Мозаика «Человек и наука медицина» сохранилась на фасаде Института клинической и экспериментальной медицины. А вот мозаичным панно «Строители», «Наш город» и витражу «Искусство» в ДК «Строитель» повезло куда меньше. Дирекция ДК «Евразия» (так теперь почему-то называется «Строитель») занавесила мозаики, которые, в сущности, являются образцом классического соц-арта, черным рекламным баннером. Поговаривали о том, что здание нужно утеплять, а для этого обшивать фасад. А следовательно, мозаику снимать и переносить. Нетрудно догадаться, что при переносе произведение искусства может просто разрушиться.
Но благодаря неравнодушным людям управление по госохране объектов культурного наследия Новосибирской области (которое переименовано в инспекцию по охране объектов культурного наследия Новосибирской области — ГИООКН) все-таки внесло в перечень объектов культурного наследия мозаичное панно «Строители» художника Василия Кирьянова.
Комментарий
Евгений Кирьянов, председатель секции современного искусства Творческого союза художников России (НРОО ТСХ), сын художника Кирьянова:
— Мозаик в Новосибирске осталось совсем немного. Две Владимира Сокола — одна из них осыпалась из-за нарушения технологии при монтаже, затем ее «добили» некомпетентной реставрацией — это «Покорители воды» на ГЭС. Вторая — «Советская Сибирь» — вполне хороша. Три мозаики моего отца: «Строители», «Труд, наука и культура», «Человек и наука медицина». Все в отличном состоянии. Никакой реставрации они не требуют. Поэтому, когда мне говорят о необходимости реставрировать «Строителей», возникает вопрос: для каких целей? Угробить панно можно в пять минут. Реставрация — серьезная дорогостоящая процедура.
Почему нужно сохранять мозаики? По той простой причине, что они представляют культурный слой советской эпохи. И если в отдельных сюжетах можно придраться к политизации искусства (но это не про наши панно), то в качестве исполнения художественных работ этого периода сомневаться не приходится. Ведь, прежде чем попасть на стену, работа проходила десятки худсоветов и комиссий — здесь и в Москве. Уровень исполнения очень высок. Кстати, все подтверждено документами.
Александр Кошелев, заместитель директора Музея города Новосибирска:
— По моим данным, сейчас в Перечень объектов культурного наследия, расположенных на территории города Новосибирска, внесен только один объект — мозаика «Строители», находящаяся на здании КТЦ «Евразия». По закону за содержанием объектов культурного наследия должен следить собственник — то есть тот, на здании которого объект размещается.
В год 100-летия «Советской Сибири» редакция приглашает своих читателей в народный проект «Наша коллекция»: давайте вместе составлять иллюстрированный альбом удивительных достопримечательностей региона. Первый выпуск не случайно посвящен мозаикам. Во-первых, одна из них запечатлела наше издание. Во-вторых, есть серьезная угроза, что часть этой уникальной коллекции безвозвратно канет в прошлое. А что вы, уважаемые читатели, думаете по этому поводу? Расскажите свои истории, связанные с этими мозаиками. Пишите нам на электронный адрес: nazarenko@sovsibir.ru.
Самые интересные материалы сайта за все годы объединены в рубрике «Лучшие материалы VN.RU».
Комментарии