Мальчик за рулем?
Вопросы о том, какие модели были завезены в сибирские города в начале ХХ века и кто был их владельцами, до сих пор вызывают разногласия в кругу краеведов. Особенно – новосибирских, которые отдают пальму первенства купцам Маштакову, Второву, Горохову. Большинство знатоков склоняется к тому, что в 1907 году первое авто привез на берега Оби Федор Маштаков в подарок своему сыну Иннокентию за хорошую учебу в Реальном училище. Это был то ли «Форд» (1903 года выпуска), то ли «Даймлер». Якобы Кеша гонял на какой-то иностранной машине (отечественные появятся только через шесть лет) по пыльным улочкам Новониколаевска. Однако на сохранившемся семейном фото 1910 года реалисту Иннокентию Маштакову всего лет 12, и доверить юному наследнику сложный в управлении механизм заботливый отец вряд ли мог.
Авто для фронта
К началу Первой Мировой войны количество легковых авто в Новониколаевске увеличилось… всего на один экземпляр. А согласно Положению о военно-автомобильной повинности, автомобили частных лиц и фирм подлежали изъятию и поставке в армию и на флот. Имелся нюанс: легковушки должны быть не старше пяти лет. Кроме того, мобилизаторы сразу смекнули, что авто германского и австрийского производства «призывать на службу» не стоит, так как рассчитывать на поставку запчастей из вражеских стран нереально. Поэтому они реквизировали и направляли на фронт машины, изготовленные в Англии, Франции и США.
К началу Первой Мировой войны в Томске имелось десять автомобилей, в Барнауле – три, в Бийске – два, в Бердске, Славгороде, Мариинске и Змеиногорске – по одному авто. В Новониколаевске отыскались две машины – обе негодные для войны.
Новониколаевские автомобили были представлены немецким «Даймлером» и французским «Панар Левасьером» (выпуск 1905 года). Хозяин «Панара», движимый не квасным патриотизмом, очень просил забрать не подлежавший мобилизации вследствие «старости» автомобиль и даже жаловался командующему войсками Омского военного округа на то, что не хотели взять на фронт его подуставшую, но исправную машину. А вот Маштаковский «Даймлер», ввиду немецкого происхождения, мобилизации не подлежал и остался в Новониколаевске, по которому бегал еще в начале 20-х годов. Но прежних хозяев уже не возил.
Адмиральский раритет
Нельзя не упомянуть о первом шикарном автомобиле, проехавшем по новониколаевским улицам. Это был Cadillac-55-V-8, подарок американского правительства, которым около года пользовался адмирал Колчак. Vip-авто поражало сибиряков роскошью и электрооборудованием, замшевыми сиденьями и серебряными ручками. В нем имелся внутренний телефон для связи с шофером, отделенным от пассажирского салона стеклянной перегородкой. Осенью 1919 года адмирал некоторое время перемещался на кадиллаке по Новониколаевску.
Этот автомобиль достался красноармейцам в виде трофея уже в Красноярске. Новые хозяева успели порубить шашками и продырявить штыками дорогое авто, выражая ненависть к врагам революции и их имуществу. Но vip-машину комиссарам удалось спасти. Известно, что ее мобилизовали в Крым на борьбу с Врангелем, где кадиллак вскоре раздербанили окончательно.
Умерьте восторги полковника и шофёров!
После Гражданской войны в Новониколаевске оказалось 175 автомобилей, многие из них остались от Белой армии. Несмотря на внушительный автопарк, нужда в автомобилях была колоссальной. Это ясно из одного памятного ареста, произошедшего со ставленником Л.Д.Троцкого – бывшим царским полковником Шориным, который как столичный военспец присматривал за «всеми вооруженными силами Республики по Сибири».
По словам историка Владимира Познанского, завершив в 1921 году в Новониколаевске миссию, Шорин вознамерился увезти с собой понравившийся ему «Паккард», на что последовала жалоба в Москву. Спецтелеграммой сообщалось: «Ввиду крайней бедности машинами Сибири, не имеющей возможности удовлетворительно обслуживать служебные дела, Сибревком не допустит увоз автомобиля Шориным». В Москве за попытку присвоения служебного авто ретивого спецпорученца арестовали, но по заступничеству всесильного тогда Льва Давидовича вскоре отпустили.
Еще долго конная тяга считалась основным транспортным средством. В надломленной одноконной коляске ездил Новониколаевский губернский прокурор Алимов, в бричках тряслись милиционеры и чекисты, врачи и инженеры. Однако положение губернского города обязывало пересесть с пролеток на автомобили, хотя считалось, что авто – это буржуазный, а не рабоче-крестьянский экипаж.
Лошади и автомобили ездили по одним дорогам, что часто приводило к ДТП ввиду того, что лошади пугались машин. Поэтому автомобилям предписывалось двигаться со скоростью не выше 25 км/час. Но уже тогда встречались лихачи, которые носились по городу сломя голову. Пешеходная публика даже просила власти «умерить спортивный восторг шофёров», что актуально и для сегодняшней столицы Сибири.