— Отец, никогда не видавший никаких денег, кроме зарплаты, с начала 90-х пробовал бизнес на свой вкус. Поиски то приносили в дом достаток, то приходилось затягивать пояса. Я к этому времени окончил школу и поступил в университет. И вот однажды, когда ремешок был на последней дырочке, я понял, что учебу придется оставить. Сначала помогал отцу в его исканиях, поддерживал все его идеи. Когда появилась своя семья, решил осесть на постоянной работе, чтобы заработок был стабильным. Я стал тем, кого в народе называют офисным планктоном: договоры, документы, переговоры, зарплата. И каждый день по этому кругу. Постепенно приобрел опыт, а новая экономика пришла в систему, отстроилась, стали видны перспективные отрасли. Нужно было только найти свою полку в «бизнестеке». На прежней работе мне уже приходилось заниматься подготовкой документов для участия в тендере на закупки для государственных нужд. Дело довольно заморочное, и стоит только ошибиться в мелочи или быть в обоснованиях недостаточно убедительным, как конкуренты получают заказ, а тебе только остается «учить уроки». Я подумал, что многие испытывают трудности, когда пытаются принять участие в таких торгах. Вскоре я понял, что электронная площадка по госзакупкам пустует чуть ли не наполовину, потому что порой поставщики сами не знают о своих возможностях. Некоторые из них думают, что «там все свои получают контракты». Я почувствовал, что рынок спроса тут есть. В этих проблемах и нашел свое дело: научился работать с государственными и муниципальными тендерами, находить надежных поставщиков. Конечно, сначала были ошибки, связанные с оценкой возможностей партнеров. Разрабатывали для них всю документацию, но появлялся еще более солидный претендент, и мы проигрывали. Пришлось изучать полностью весь рынок по отраслям, это впоследствии помогло определять потенциал нашего участника торгов уже не на глаз. В этой среде нам нужно было не только набраться опыта, но и зарекомендовать себя победителями. Этой цели невозможно было достичь, нанимая случайных специалистов на одну-две сделки. Речь шла о создании своей команды грамотных, сообразительных людей, которые бы схватывали все на лету. Сейчас в компании пять менеджеров, которые ведут полный цикл до заключения контракта. Клиенту остается только рассчитать правильно свою экономику и выполнить контракт. Мы аккуратно растем и, если загрузка полная, начинаем искать нового сотрудника.
Я теперь понимаю: главной мотивацией для меня был пример отца, который показал, что собственным бизнесом заниматься очень интересно.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №50 от 13 декабря 2017 года