Падение телевидения
«2017 год стал в определенном смысле переломным: аудитория интернета в Новосибирской области вплотную приблизилась к телевизионной, а в Новосибирске даже превысила ее», – отметила начальник отдела социологии информационно-аналитического управления администрации губернатора и правительства Новосибирской области Анна Самойлова. «Переломные» результаты: 84% - получения информации из интернета и 80% - ТВ.
Полностью социологическое исследование по всем телеканалам, сайтам и газетам «Аудитория и рейтинг средств массовой информации» 2017 можно скачать на сайте VN.ru здесь.
Медиакарты городов и районов области можно посмотреть и скачать здесь.
В Новосибирской области растет доля населения, которое не только не смотрит телевизор, но и в принципе его не имеет. Доля телеаудитории по области сократилась за этот год сразу на шесть пунктов. И наиболее заметное снижение – до 80% - произошло в самом Новосибирске. «Сегодня телеаудиторию формируют люди старше 45 лет, и постепенно эта граница будет повышаться», — говорится в исследовании. Десять процентов опрошенных жителей областного центра заявили, что просто не имеют телевизора. Почти все телеканалы сохранили те же места в рейтинге, что и 2016 году.
Самыми рейтинговыми информационными программами опрошенные назвали вечерние выпуски «Вести Новосибирск» 38,5% и «Новости ОТС» 16% в целом по области.
В отдельных районах области популярны местные новостные программы. Первые строчки рейтинга местных телевизионных каналов занимают «ТВ Болотное» и «Сузун ТВ» (32,5% и 27% соответственно). Третье место занимает «Кочки ТВ» (26,5%).
Соцсети против сайтов
78% опрошенных жителей области в возрасте старше 18 лет активно пользуются Всемирной паутиной, а 62% имеют собственные странички в соцсетях. ТВ-источники информации замещаются интернет-источниками практически во всех возрастных группах.
Наибольший прирост аудитории произошел у Instagram (более чем на 10 пунктов по области в целом, на 15 пунктов в Новосибирске) и YouTube. Год назад о том, что регулярно заходят на YouTube, говорили около 1% опрошенных, сейчас – 17%. Заметно различается объем аудитории социальных сетей в зависимости от типа поселений. В Новосибирске с явным отрывом лидирует «ВКонтакте». Тогда как аудитория «Одноклассников» сокращается. В городских округах аудитории «Одноклассников» и «ВКонтакте» примерно равны и значительно меньше охват Instagram и YouTube. В районах области «Одноклассники» лидируют по охвату, тогда как аудитория «ВКонтакте» немного сократилась. Прирост YouTube в сельских районах также достаточно заметен.
Сокращается аудитория массовых новостных сайтов и новостных агрегаторов. В Новосибирской области эта тенденция в 2017 году наиболее заметно проявилась на примере сайта НГС.ru – незначительное сокращение аудитории в 2015 году продолжилось в 2016 году более быстрыми темпами — сайт потерял около пяти пунктов в рейтинге.
«Сайт НГС.ru перестал быть для части жителей области стартовой страницей в браузере», — такую гипотезу высказывают исследователи, поясняя эту тенденцию. Стартовыми страницами для входа в интернет становятся аккаунты соцсетей.
То же самое происходит с наиболее массовыми новостными агрегаторами YANDEX.ru и MAIL.ru – жители области стали реже говорить, что читают новости на их страницах.
«Происходят серьезные изменения в информационном пространстве, в технологиях, форматах и каналах распространения информации. При реализации информационной политики правительство Новосибирской области старается учесть эти изменения, сделать получение информации гражданами максимально удобным и эффективным», – подчеркнул заместитель руководителя администрации губернатора Новосибирской области и правительства Новосибирской области, руководитель департамента информационной политики Сергей Нешумов.
Газеты читают в районах
Аудитория печатных изданий в Новосибирской области сократилась на 1,5 пункта и составляет 42,5%. Газеты, долгое время занимающие первые позиции в рейтинге печатных изданий — «Аргументы и факты» и «Комсомольская правда» — в 2017 году поменялись местами, «АиФ» уступили место «КП».
Помимо названных изданий, в Новосибирске читают газеты «Телесемь» и «Соседи», «Ва-банкъ» и «Навигатор». В районах области растет рейтинг изданий о здоровье. Кроме них в районах области чаще читают «Советскую Сибирь» и «Российскую газету».
Рынок местных печатных изданий в городах и районах области пока не так существенно подвержен тенденциям областного центра — аудитория районных газет сохраняется.
Особенно насыщен печатными изданиями рынок СМИ в Бердске и Искитиме. В Бердске в 2017 году на первое место по объему аудитории вышла газета «Свидетель» (15%), сохранили сильные позиции газеты «Курьер» и «Бердские новости». В Искитиме и Искитимском районе читают газеты «Конкурент», «Оптимист» и «Искитимскую газету».
«Степные зори» в Кочковском районе читают 32% опрошенных, 31% жителей читает «Венгеровскую газету», 30% - «Маслянинский льновод».
Радио
Наиболее популярные радиостанции области по-прежнему определяются выбором горожан. «Радио Дача», несмотря на небольшое сокращение размера аудитории, сохранило первое место в рейтинге каналов: его слушают 9% опрошенных жителей региона (в 2016 году – 10%). В Новосибирске и в крупных городах области аудитория радио составила 15%.
Социологическое исследование «Аудитория и рейтинг средств массовой информации в Новосибирской области» было проведено по заказу правительства региона. Мнение жителей региона изучали весь октябрь. Всего в опросе о предпочтениях приняли участие более 11 тысяч жителей региона.