Эта система внедряется в рамках проекта «Бережливая поликлиника», реализуемого в области с прошлого года. Проект призван сократить очереди в регистратуру и к врачам и сделать пребывание в поликлинике пациентов и медперсонала комфортным. Его реализация — на контроле главы региона Андрея Травникова, который неоднократно выезжал с проверками в поликлиники города. По результатам поездок он поручил минздраву области ликвидировать очереди и улучшить качество взаимодействия пациентов и врачей за счет внедрения новых управленческих подходов. «На 20% увеличилось время непосредственного взаимодействия врача и пациента после внедрения в региональных поликлиниках системы 5S, — уверяет замминистра здравоохранения НСО Елена Аксенова. — Принципы 5S — это сортировка, сохранение порядка, содержание в чистоте, стандартизация и совершенствование — все в совокупности позволяет добиться высоких результатов без вложения больших финансовых средств».
Убрать из кабинетов лишнее
В кабинетах терапевтов поликлиники № 27 стало просторнее — все, чем врач не пользуется ежедневно, убрали. Теперь здесь полупустые стеллажи с минимумом бумаг, бланков и рецептов. Кипы карточек с яркими корешками тоже не лежат в кабинетах подолгу — когда больной приходит на прием, его амбулаторную карту заранее приносит работник регистратуры, что экономит время, проведенное пациентом в стенах поликлиники. Да и медработники меньше времени тратят на поиск документов, основное внимание достается пациенту. Теперь из 15 положенных минут приема 8 уходит на живое общение с посетителем.
«Инструмент 5S помогает врачам и медсестрам осознать, что не все, что находится в кабинете, необходимо для качественного ведения приема. Есть определенный перечень справочников и сборников, которыми врач пользуется часто, а излишняя методическая литература на приеме не нужна — 20 томов анатомии мы убираем», — говорит руководитель регионального центра первичной медико-санитарной помощи Елена Белугина.
Бабушки довольны
Такая система была введена в прошлом году в детском отделении поликлиники № 7 и терапевтическом отделении поликлиники № 16 и дала хорошие результаты. В детском отделении сократились очереди, ведь теперь малышей принимают несколько врачей — один осматривает здоровых ребят, а другой тех, кто заболел. Открытая регистратура тоже помогает сэкономить время пациентов: сотрудников разделили на тех, кто отвечает на звонки, и тех, кто работает с документацией. Сейчас такую технологию распространяют в 22 медицинских организациях Новосибирской области на 28 площадках.
В поликлинике № 27 на улице Рельсовой начали обучать сотрудников новой системе лишь в апреле, но уже видны первые результаты, озвучивают которые главные критики — пациенты. «Когда записан по очереди, то заходишь к врачу практически по времени, редко когда смещается прием. К узким специалистам без проблем можно записаться, но только за две недели. Конечно, всегда находятся и недовольные, некоторым старушкам лишь бы прийти поворчать и поругаться в очередях. А если очередей не будет — с кем ссориться?» — говорит Любовь Павловна, ожидающая очереди к участковому терапевту. Перед ней всего два человека, что для городских поликлиник — хороший показатель эффективности новой системы. К лору очередь больше — четыре человека терпеливо ждут заветного слова «следующий».
Внедряется еще одно новшество — электронные талоны теперь получают на сайте госуслуг или прямо с телефона, воспользовавшись мобильным приложением. Уже сейчас можно записаться через портал к терапевту или педиатру, чуть сложнее получить талон к узким специалистам, но врачи уверяют: это явление временное. Не за горами и полностью компьютеризированные амбулаторные карты — внедрить их тоже в планах правительства региона.
Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №23 от 8 июня 2018 года