Когда в мире побеждает добро, богатыри становятся никому не нужными, и от них следует избавляться. Об этом новый фильм от авторов «О чем говорят мужчины» – «Последний богатырь».
«Белый маг» Святозар (Виктор Хориняк) – в миру Иван – все детство провел в детдоме, где мальчика угнетали, шугали и всячески мешали развиваться. Но парень нашел, как наказать обидчиков: вырос, окреп, стал победителем «Битвы магов». И теперь во всю разводит на деньги тех, кто когда-то его унижал. Правда, вот с личной жизнью не сложилось… Но какие наши годы! Если верить сценаристам, современный Иван-царевич не только дурак, но еще эгоист и проходимец. Впрочем, пока сказка сказывается, у него еще есть возможность исправиться.
Сюжет «Последнего богатыря» – это такой Гарри Поттер наоборот: снова волшебное дитя укрывают от всевидящего зла в мире людей. Снова он невероятным образом получает путевку в волшебное царство. И снова вынужден вступить в неравную схватку с местными злодеями. Только вот так получилось, что злодеи – совсем даже никакие не злодеи, а победившее всех злодеев добро. А олицетворяет это самое добро местный правитель, которого, что вполне логично, зовут Добрыня.
Собственно, этот Добрыня и «заправляет» делами сказочного Белогорья. Да не один, а в компании с ведьмой, которая только прикидывается добропорядочной женой, а на деле – обыкновенная сова.
Варвара (Екатерина Вилкова) – персонаж, кстати, явно к русским сказкам имеющий крайне опосредованное отношение. Привнесенный извне, проросший на ниве разнокалиберных диснеевских злодеек. Впрочем, похожую героиню мы уже видели в «Королевстве кривых зеркал» – Анидаг в исполнении Вертинской. Царица Варвара свистит светодиодным кнутом и всячески изображает ненависть к окружающему пространству. А особенно к богатырям.
Вообще же российских звезд нынче так закрасили, что ни одного не узнать под толстым слоем грима. Скажем, над Александром Семчевым («Чудо-юдо») потрудились не только гримеры, но еще и, кажется, художники по компьютерной графике. А из Константина Лавроненко вышел совершенно неузнаваемый Кощей. А Елена Яковлева обернулась довольно соблазнительной Бабой-ягой – той самой, которая «ягодка опять».
И в принципе в этой сказке можно найти больше плюсов, чем минусов: остроумные диалоги, узнаваемые герои, экшен и вполне качественная режиссура от Дмитрия Дьяченко («О чем говорят мужчины» и «Кухня») – все это в принципе делает продукт вполне «съедобным».
К сожалению, но первое впечатление портит довольно сумбурный, не продуманный сценарий – похожий на нарезку из КВН. Актерскую игру тоже нельзя отнести к достоинствам картины – персонажи вышли по большей части плоскими – как будто нарисованными для очередного полнометражного мультфильма от компании «Дисней». Все это сопровождает довольно унылый и невразумительный саундтрек героического типа с вкраплениями популярных композиций западной эстрады.
И, конечно, забавно выглядит Александр Семчев с клыками и в женской юбке, расплывающийся от умиления под известный хит Стаса Михайлова. Но все же не покидает ощущение, что это всего лишь банальная «добавка для усиления вкуса».
По сути, «Последний богатырь» – это еще одна попытка вернуться к традициям советской киносказки, не забывая о том, что мы живем в эпоху постмодернизма. Но, увы – любой персонаж того же Александра Роу, в сравнении с современными аналогами выглядит куда убедительней. А ведь в двадцатом веке никто и не знал, до каких чудес кинотехники мы дойдем в начале двадцать первого.
Хорошо одно – после «Книги мастеров» в «Последнем богатыре» уже чувствуется некий прогресс. Может быть, еще чуть-чуть и российское подразделение компании «Дисней» все-таки научится понимать «загадочную русскую душу» и забудет про привычный и милый сердцу лубок.