Впрочем, есть ощущение, что если бы не ограниченный срок проката, вряд ли в кино был бы такой же ажиотаж. А фильм не смог бы стать самой кассовой картиной Германа-младшего.
Согласно данным сайта единой федеральной автоматизированной информационной системы (ЕАИС), общая стоимость предварительно проданных билетов на сеансы картины «Довлатов» составила 7,92 миллиона рублей. Хотя интерес Netflix к фильму вполне понятен (в прошлый раз он же купил «Троцкого»).
Касаемо содержания фильма, мнения зрителей как всегда разделились. Одни выходят из залов вдохновленные поэтическим образом «писателя-бунтаря». Другие же сокрушаются о том, что излишне плавная манера снимать Германа-младшего ну никак не напоминает темп произведений автора «Соло на ундервуде».
Последние, в частности, упрекают режиссера в излишней театрализованности и «нелюбви к действию». Персонажи фильма очень много говорят, но говорят так, как будто им совсем не нужен собеседник. По сути, все диалоги – это набор монологов-спичей. Шесть дней из жизни известного советского писателя-эмигранта растягиваются, кажется, в нечто почти бесконечно-трансовое, несмотря на заявленные 126 минут экранного времени. Впрочем, фанаты этого стиля тоже есть. Но в современном, вечно опаздывающем мире, выглядит он более чем архаично.
Зритель бы совсем уснул, но, слава Богу, довлатовский юмор в фильме немного присутствует. Так же, как и другие советские поэты и писатели. Все они периодически уводят зрителя в мир интеллигентных литературных разговоров из разряда «тихо сам с собою». На их фоне маячит друг Довлатова (Данила Козловский) – непризнанный художник, который подрабатывает фарцовкой и в итоге погибает. Зачем он здесь? Не очень ясно.
Что касается самого главного героя, то многие фанаты Довлатова его могут и не узнать. У «киношного» писателя почему-то не так уж все и плохо с алкоголем, зато почти никак – с женщинами. И вообще он парень малоэмоциональный. И не очень понятно, почему ему вообще пришло в голову куда-то уезжать. Ах да! Цензура же.
Дело в том, что рукописи Довлатова не печатают и предлагают ему работать только «советским» журналистом. А он свободный творец, не способен прогибаться под изменчивый мир и хотел бы, чтобы мир, напротив, прогнулся под него. И так как этого не получается никак, остается фрустрировать с коллегами-пьяницами по несчастью, искать в займы 25 рублей и думать об эмиграции.
А ведь надо сказать, что проблема «непечатания» и сейчас никуда не делась. Правда, сейчас «не печатают» из соображений коммерческих. Из сегодняшнего дня все терзания Довлатова с точки зрения пишущего человека кажутся слегка надуманными. А игра «в лоб» крупными планами типа стоящего героя среди выброшенных на макулатуру рукописей и вовсе выглядит как-то по-детски. Можно сколько угодно отрицать реальность, но, в конце концов, в ней, все же, как-то приходится жить. Или – купить-таки билет на пароход. В тот мир, где ты (совсем еще не факт), что будешь востребован.