Гадать же на Руси начинали сразу после наступления Рождества, то есть после полуночи. Причём зарождались эти, прямо скажем, неблагочестивые традиции в деревнях, население которых составляло в основном крепостное крестьянство.
Первую скрипку в святочных гаданиях играли, как правило, молодые девушки, которые страстно желали узнать, как сложится их будущая жизнь. А для таких переживаний у незамужних девушек была масса причин: мало того, что их крепостные семьи целиком зависели от своего барина, так ещё и бедные женщины были в полной зависимости от своих мужей. Поэтому для девушек было так важно узнать, кто же будет их суженый.
Как надо гадать правильно: ритуалы
Для ритуала гадания выбирали уединённое место, чтобы никто не помешал. Это могла быть и баня, и тихая отдельная комната. Гадающие освобождались от всех украшений, в первую же очередь, снимали с себя нательный крест, так как для потусторонних сил, которые гадающие будут вызывать, крест являлся непреодолимым препятствием. Чтобы ничто не напоминало креста, при проведении ритуала всем запрещалось даже скрещивать руки и ноги.
Девушки избавлялись от заколок и гребней, распускали волосы, и приступали к гаданию. Самые известные гадания донесли до нас классики русской литературы. Например, гадание с зеркалом: в тёмной комнате зажигались свечи, девушка садилась между двумя зеркалами и в возникшей галереи отражений пыталась увидеть лицо своего жениха.
Для гаданий привлекали и домашнюю птицу, как правило, петуха. В комнате клали две тарелки. В одну насыпали зерно, в другую наливали воду, рядом клали зеркало. Если петух подойдёт к зеркалу, значит, будущий муж будет красивым и нежным, если подойдёт к тарелке с зерном, то жизнь с мужем будет богатой, а если – к тарелке с водой, то суженый будет пьяницей. Иногда приводили в комнату курицу и, если петух, игнорируя тарелки, подойдёт к курице, то будущий муж будет бабником.
Куда укажет валенок
Было ещё одно гадание с тем же петухом, которое отображено на картине Маковского «Святочные гадания». Перед петухом щедро сыпали зёрна. После того как он насытится, считали оставшиеся зёрна. Если их число было чётным, то гадающая девушка должна вскоре выйти замуж.
Если количество было нечётным, то в этом году она точно замуж не выйдет. Но самое распространённое гадание приведено в балладе Василия Жуковского «Светлана»: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали…».
Городские барышни на выданье бросали башмачки, а деревенские – валенки, но суть гадания была одна: куда покажет носок обуви, оттуда и придёт свататься жених. Если же носок башмачка или валенка указывал на дом, в котором жила девушка, то это означало, что ей суждено выйти замуж за дальнего родственника. Именно за дальнего, так как жениться близким родственникам было запрещено всеми законами – и церковными, и светскими.
После этого девушки выходили на улицу, у случайно выбранного дома вставали под окнами и прислушивались к разговорам внутри. Если разговор в доме был доброжелателен, то замужество принесёт потенциальной невесте только радость, а если в доме ругались, то, увы.
Мечта о пиковом короле
И куда же без карт? Чтобы определить, какой муж ей достанется, незамужние девушки клали под подушку четыре короля и отходили ко сну. Проснувшись утром, наугад вытаскивали карту из-под полушки. С замиранием сердца девушки смотрели на предполагаемую свою будущую судьбу. Пиковый король означал, что суженный будет значительно их старше, трефовый – вдовец или военный, червовый – богатый и красивый, бубновый – любящий и любимый. Понятное дело, все желали вытащить королей красной масти.
На Святки гадали с размахом и не только незамужние девушки. Церковь же эти гадания осуждала всегда. Даже в одном из правил VI Вселенского собора (680 год) было закреплено, что на обращающихся к тем, кто гадает о счастье, о судьбе и прочем, накладывается церковная епитимья на шесть лет.
Почему гадания – это грех
А то, что гадать на Рождество и в Святки грешно, осознавали все – недаром, прежде чем приступить к гаданию, с себя снимали нательный крест. И недаром на Руси родилось поверье, что, окунувшись на праздник Крещения в проруби, можно смыть все свои грехи, заработанные во время святочных гаданий. Это поверье существует до сих пор, только люди по наивности считают, что при окунании в холодную воду смываются все грехи.
Священники же не устают напоминать, что поверье это не имеет под собой никакого основания и, что грехи смываются только таинством Покаяния. Что же касается гаданий в Святки, то, как говорят те же священники, заигрывание с потусторонними силами в эти дни грех сугубый.
Вместо того, чтобы вместе со всем христианским миром радоваться рождению Спасителя, люди обращаются к нечистой силе, которая, желая уменьшить число этих радующихся, старается замазать их грехом гадания. Недаром слова «гадание» и «гадость» однокоренные. Так что не следует искушать судьбу – не гадать, а радоваться все Святки, которые называются Святыми днями.