Почему на митинги Навального приходят школьники и студенты

Почему на митинги Навального приходят школьники и студенты
Фото Анастасии Розоновой
В этом году исполняется 100 лет Октябрьской революции. А лозунги, которые мы сегодня видим на акциях протеста, иногда чем-то напоминают те, что были тогда. Сто лет назад «лодку раскачивали» большевики во главе с Лениным. Нынче тоже есть персона, агитирующая всех на митинги — Алексей Навальный. Кто-то считает его настоящим лидером, кто-то фейком. Об этом мы поговорили с заместителем декана факультета политики и международных отношений, доцентом кафедры государственного и муниципального управления СИУ-РАНХиГС Александром Барсуковым.

Технологии мобилизации протестных движений используются давно, — говорит Александр Барсуков. — В 60-х в США была опубликована книга «Государственный переворот» Эдварда Люттвака, а в 1993-м появилось издание «От диктатуры к демократии» Джина Шарпа, где как раз описываются эти технологии. Это, можно сказать, самоучители по использованию протестного потенциала, настолько детально там все описывается: как и какие слабости политического режима можно использовать, чтобы мобилизовать граждан на «ненасильственную борьбу с политическим режимом и диктатурой», как при этом учитывать менталитет населения, особенности региона и местной политической элиты. Глядя на действия Алексея Навального, замечаешь, что именно такие технологии он использует для продвижения своих идей.

Алексей Навальный и сам озвучил главные приемы таких технологий в своем блоге. «Вы не рефлексируйте, вы распространяйте!» — призвал он своих сторонников.

Думать вредно

О том, чтобы люди, которых штаб Навального собирает на митинги, рефлексировали, речь действительно не идет. Этого не требуется. Для сторонников и спонсоров (кто бы они ни были) Алексея Навального важнее создать инфоповод, который всколыхнет общество. А уж есть ли под громкими «разоблачениями» доказательная база — об этом никто не заботится. Требуется лишь подать информацию под правильным соусом и распространить ее среди нужной аудитории. «Нужной» в данном случае считается такая аудитория, которая находится в «пограничном» состоянии, способном в любой момент перерасти в истерику. А во время истерики мы не рефлексируем, мы возмущаемся и протестуем.

На том и построена технология: создаешь политический информационный резонанс, а потом управляешь им, чтобы воздействовать на ту часть населения, которую можно мобилизовать, — говорит Александр Барсуков. — И такой частью чаще всего оказывается молодежь. Это понятно, ведь именно молодым людям свойственны максимализм, обостренное чувство справедливости, нетерпеливость, потребность заявить о себе. На этих чертах и играют те, кто пытается использовать протестные настроения в своих целях. Молодые люди становятся объектом воздействия, и в цифровую эпоху мы столкнулись с тем, что политика online —  тоже часть современных технологий ненасильственного влияния на социально-политический порядок. Молодежь далеко не всегда задумывается о возможных последствиях участия в протестных акциях, которые могут привести к дестабилизации ситуации и, более того, повлиять на их судьбы. Им представляется, что если они придут на митинг и поддержат Навального, то все будет замечательно. И не задумываются о том, что Алексей Навальный никаких конкретных решений и программ не предлагает. Школьники и студенты далеко не всегда обращают внимание на данный факт. Алексей Навальный играет на наиболее болезненных вопросах, которые волнуют российское общество. Мы должны понимать, что он не всегда опирается на объективные сведения и часто использует «постправду».

Изучаем историю

Играет свою роль и неумение проводить параллели между происходящим в стране сегодня и историческими событиями прошлого. Люди старшего поколения видят, что Навальный использует те же технологии, что были использованы во время цветных революций в Грузии, Украине, Киргизии. И понимают, к каким последствиям приводят такие революции,для этого достаточно посмотреть, что происходит на Украине. Молодежь не помнит начало 2000-х и не может провести параллели между теми событиями и происходящим сейчас в нашей стране, а потому не представляет и последствия действий штаба Навального.

В том, что наиболее активно митинги поддерживает молодежь, есть еще одна причина. Основное распространение информации о митингах, скандалах, «героической борьбе» Навального с властью идет через Интернет. А школьники и студенты сейчас по большей части потребляют информацию именно через Всемирную паутину. Потому они и становятся главной целевой аудиторией штаба Навального.

Безусловно, Навальный демонстрирует способность работать с целевыми аудиториями, способность организовать работу своего штаба, активно пользуется Интернетом и умеет работать с технологиями создания информационных и политических резонансов в Сети, — отмечает Александр Барсуков. — И в этом смысле нынешней власти необходимо вести мягкую корректировку сознания путем обращения к анализу источников, идей, политических технологий, чтобы сформировать систему представлений и знаний у молодежи. Этот процесс небыстрый, и то, что между государством и обществом есть определенное понимание, насколько важно обеспечить политическую стабильность, вселяет оптимизм.

Досье

Александр Барсуков

3-1.jpg


Заместитель декана факультета политики и международных отношений, доцент кафедры государственного и муниципального управления СИУ-РАНХиГС, доцент кафедры политических наук и технологий. Кандидат политических наук.


Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №43 от 27 октября 2017 года

Комментарии
  • David
    09:26:42 03.11.2017
    Молодежи абсолютно до фени за кого стоять, главное – чтобы за выход неплохо платили. Навальный тупо покупает себе электорат.


Похожие новости
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать