На лице у ребенка массивные очки, в руках - планшет. Для маленькой Лизы такие занятия, скорей, игра. Для студентов кафедры фундаментальной и прикладной лингвистики НГУ - научный проект. Они проводят эксперименты с детьми, у которых нарушена речь. Сначала ребенку дают задания на бумаге, затем - на планшете. Что малышу интереснее, помогут определить специальные очки-айтрекинг.
Данные появляются на экране ноутбука. Ясно и без тестов: электронный носитель ребенку интереснее. Можно увеличивать картинку и менять цвет. Но эффективна ли такая работа? Лингвисты уверены: да. Осталось научно доказать. Это лишь первый этап специальной диагностической программы.
- Электронный носитель диагностических программ позволяет обсчитывать результаты автоматически и выдавать в итоге готовые графики, диаграммы. На сегодняшний день логопеды до сих пор делают это вручную, - рассказывает руководитель проекта, доцент кафедры фундаментальной и прикладной лингвистики НГУ Людмила Можейкина.
Сегодня на обработку результатов всей группы детского сада у логопеда уходит три недели. Электронное приложение это выполнит за несколько минут, уверены лингвисты.
Этот проект НГУ пока в разработке. Зато другой уже в деле. Называется он «ПиктОбщение». Ребенок с речевыми нарушениями беседует с педагогом с помощью маленьких картинок. Методика помогает малышу научиться связно говорить. Используют ее давно, а в электронном виде - два месяца.
Планов у лингвистов НГУ много. Например, разработать программу, которая будет обучать малышей сама, без логопеда, ставить баллы и составлять характеристику, распознавая детскую речь.