«Педагоги нарушают, родители жалуются» – что будет с домашними заданиями после предложения Владимира Путина

Сегодня у нас освобождены от домашних заданий только ученики первого класса. Фото VN.ru
Инициатива президента РФ Владимира Путина отменить домашние задания прозвучала на встрече в Кремле с Сергеем Собяниным и столичными учителями. Глава государства поручил педагогическому сообществу проработать этот вопрос и помочь школьникам. Объемы домашних заданий выросли из-за пандемии и дистанционки, выяснил VN.ru, но все нормы заданий уже указаны в СанПин.  

Педагоги часто нарушают требования к объему домашнего задания, родители приходят жаловаться директору. «Перекос произошел в связи с дистантом, учителя стали задавать домашние задания всем в классе и на каждый урок, хотя при очном обучении такого не происходит, – прокомментировала VN.ru глава регионального информационного штаба при министерстве образования Новосибирской области Оксана Василенко. – Чтобы избежать конфликтов и претензий, необходимо зафиксировать допустимый объем домашних заданий в локальном акте и ознакомить с ним педагогов».

Опираться нужно на новые нормативные акты – Порядок обучения, санитарные правила и СанПиН (Порядок, утв. приказом Минпросвещения от 28.08.2020 № 442, СанПиН 1.2.3685–21, СП 2.4.3648–20), сообщила собеседница VN.ru.

В Положении понадобится прописать примерные требования к объему домашнего задания, чтобы педагоги понимали, на что им ориентироваться. Например, во 2-м классе дети могут выполнить упражнение из 15–20 слов с грамматическими заданиями к нему.

«Педагоги знают о том, что существуют нормативы по нагрузке школьников, по домашним заданиям, но нарушения, конечно, есть. Поскольку обращения граждан поступают, президент и обратил внимание. Хотя проблема есть и коммуникативная: школа не доводит до сведения родителей локальные акты, не проводит достаточную информационную работу. Или родители не всегда вникают в учебный процесс», – добавила Оксана Василенко. – Если президент даст поручение, то СанПин изменится, но об этом речи пока нет».

Задают много или мало? Мнение учителей

Мнения педагогов на тему домашних заданий и их объема встречаются разные. Кто-то считает, что заданий мало, кто-то убежден, что их много. «Я преподаю почти 30 лет, на мой взгляд, домашние задания в объеме не увеличились, а уменьшились,– прокомментировала VN.ru Татьяна Серова, учитель биологии из лицея №9. – Мы стараемся, конечно, все выдавать на уроке, но мне, как закаленному учителю, хотелось бы давать больше. Когда родители жалуются, что много заданий, то, наверное, они все-таки немного лукавят». Преподаватель русского и литературы, классный руководитель Ольга Нефедова рассуждает иначе: учеников неоправданно нагружают домашней работой. Чаще всего этим грешат учителя начальных классов. В итоге выполнение заданий ложится на плечи мам и пап. «Мне всегда странно смотреть, когда учителя ставят перед 8-летним ребенком задачу, к примеру, выполнить научно-исследовательскую работу, а потом ее защитить. Всем понятно, что делает это все мама или папа, а школьник в лучшем случае только представляет. Ребенок во втором классе, на мой взгляд, не в состоянии сделать проектную работу. Поделку, рисунок – да, но не теорию и практику», – говорит собеседница VN.ru. Основную информацию ребенок должен усваивать на уроке, дома он с помощью упражнений просто закрепляет полученный материал, поясняет педагог. Родители в идеале также только проверяют домашнюю работу, а не сидят с детьми и не выполняют что-то за них, комментирует учитель. «Дети в младших классах привыкают к тому, что им постоянно помогают родители, потом переходят в среднюю параллель и начинаю мучиться, начинают мучиться родители, у которых в итоге нет ни выходных, ни проходных. Часто вижу ситуации, что дети сидят после школы в телефонах и ждут родителей, пока они сядут с ними и примутся за уроки. Некоторые пятиклассники, вернее, их мамы, только вечером начинают спрашивать в чате, а что задали. Ни к чему хорошему это обычно не ведет», – высказывает свое мнение учитель. Дистанционка, которая из-за пандемии коронавируса практиковалась в школах Новосибирска в прошлом году, действительно повлияла на объем домашних заданий, признаются педагоги. Поэтому большинство из них за то, чтобы обучение проводилось очно. «Пока ты этот zoom подключил, пока ты каждого тихонечко хоть как-то спросил, потому что хочется обратную связь иметь, уже и урок окончен, – говорит преподаватель Татьяна Серова. – А на следующий урок другая тема. И чтобы дыры в знаниях не было, конечно, учителя, давали задания, чтобы дома ученик что-то дочитал, доделал. Сложно все успеть физически за тридцать минут обучения онлайн. Будем надеяться, чтобы никуда мы больше, ни на какую дистанционку, не уйдем. Конечно, это лучше, чем вообще ничего, но хотелось бы смотреть ребенку глаза в глаза».
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент