История возникновения праздника
Пасху называют Праздником праздников и Торжеством торжеств. Это уникальный праздник, которого нет ни в одной религии мира – Бог не только явился во плоти, но и приняв на себя мученическую смерть, воскрес из мёртвых. Мученическая же смерть Христа через распятие произошла накануне Пасхи иудейской – израильтяне отмечали важнейший праздник в своей истории – избавление от египетского рабства.
По велению Бога пророк Моисей не раз просил египетского фараона отпустить иудеев, но тот сопротивлялся и придумывал всякие отговорки. И даже, когда Бог насылал на Египет различные бедствия, так называемые казни, фараон был непреклонен. Тогда Бог послал последнюю казнь – все египетские первенцы людей и скотов были убиты Ангелом смерти. Все, кроме иудеев, которые помазали косяки дверей своих жилищ кровью жертвенного агнца (непорочного ягнёнка). Ангел смерти, видя эту пометку, проходил мимо жилищ иудеев и не тронул их первенцев. Потрясённый этим горем фараон отпустил иудеев и с тех пор они стали отмечать это событие, назвав праздник Песахом или Пасхой, что в переводе означает – миновал, прошёл мимо.
Воскресение же Христа из мёртвых также назвали праздником Пасхи, так как в этом величайшем событии было много аналогий с Пасхой иудейской. Христос добровольно стал тем самым жертвенным Агнцем, пролив Свою Кровь на кресте, ради освобождения людей от рабства греха.
Дата празднования Пасхи
Праздник Пасхи переходящий – каждый год отмечается в разное время. На Первом Вселенском соборе 325 года в Нике представители всех христианских Церквей постановили пользоваться для расчёта дня Пасхи Александрийской пасхалией. Основной принцип этой пасхалии – Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия.
Со временем такие понятия как «равноденствие» и «полнолуние», используемые в расчётах Александрийской пасхалии, стали величинами условными, которые отличаются от истинных астрономических явлений, но это было и неважно – главное, что весь христианский мир отмечал Пасху в один день. Упорствующих же в 341 году на Антиохийском поместном соборе категорически предупредили: «Все дерзающие нарушать определение святого и великого Собора в Никее бывшего… о святом празднике спасительной Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви».
К сожалению, в 1582 году римский папа Григорий XIII, введя новый стиль летоисчисления, отказался от Александрийской пасхалии, но сохранил её принцип. Только равноденствие и полнолуние в новой пасхалии стали соответствовать астрономическим явлениям. Отсюда и разнобой в днях празднования католической и православной Пасхи.
Современная ситуация с днями Пасхи
Начиная с 16-го века, христианство вернулось к проблеме, на которую накануне Первого Вселенского собора сетовал святой равноапостольный царь Константин: «Сколь непохвально и непристойно, чтобы в одни и те же дни иные постились, а другие делали пиршества, и по истечении дней Пасхи, те праздновали и наслаждались покоем, а сии хранили определённые посты».
Нынешний год тому пример – во всех западных странах Пасху уже отметили, наступила Светлая седмица, а в России и других странах, где живут православные христиане, идёт самая строгая неделя – СтрастнАя. И всё потому, что православные при расчёте дня Пасхи используют соборно принятую Александрийскую пасхалию, положенную на юлианский календарь, где в настоящее время «весеннее полнолуние» наступает позже астрономического явления на 4–5 дней.
Как сходит Благодатный Огонь на Пасху
Каждую весну накануне Пасхи не умолкают споры: кто же прав в определении дня Пасхи – православные или католики? Но интересен факт, что ежегодно в Великую Субботу у гроба Господня в иерусалимском храме Воскресения Христова чудесным образом сходит Благодатный Огонь. Огонь в течение первых минут не обжигает. Собравшиеся в храме, получив этот огонь, погружают в него свои лица, не чувствуя боли. Это чудо известно с древних времён и происходит ежегодно.
Люди всего мира каждый год с тревогой ждут, сойдёт ли Благодатный Огонь или нет? Ждут, потому что существует поверье, что в последний год существования этого мира, в так называемый конец Света, Огонь не сойдёт. Так вот, сходит этот Огонь только накануне православной Пасхи при молении Александрийского патриарха. В 1579 году представители Армянской церкви захватили храм Воскресения Христова и не пустили туда православных, желая самим получить Благодатный Огонь.
Но желание их так и осталось нереализованным, так как Благодатный Огонь, рассеча одну из колонн, зажёг свечи у стоящих у храма православных. С тех пор никто, кроме православных, не претендует на право получения Благодатного Огня. А тот факт, что Огонь сходит именно на Пасху, день которой рассчитан по Александрийской пасхалии, говорит сам за себя.