Овчарка, которой не все равно: что делают умные псы в метро?

Овчарка, которой не все равно: что делают умные псы в метро?
Кинолог Игорь Обозов со своим четвероногим напарником Леграном. Фото Алексея Танюшина
В рамках проведения пилотного проекта Новосибирский метрополитен сотрудничает с Кинологическим центром имени ефрейтора Евгения Зайцева. По согласованному графику станции подземки патрулируют инструкторы со служебными собаками, обученными находить взрывчатку и оружие. VN.ru узнал у кинологов, зачем нужно обнюхивать каждого встречного и почему «бельгийцы» лучше «немцев».

«Можно вас сфотографировать?» — две студентки почтительно переминаются в паре метров от служебной собаки, в руках – картонные стаканы с кофе и смартфоны. Кинолог Игорь Обозов к такому привык. Почти ежедневно кто-то спрашивает разрешения сфотографировать его в паре со служебным псом Леграном — уж больно мил четвероногий напарник.

«Часто лезут с просьбой погладить собачку, — вздыхает Игорь, — бывает, дети подходят, им я разрешаю, Легран прекрасно относится к детям. Часто пытаются потрогать его и погладить без разрешения, и это мне очень не нравится. Они ведь не знают, что это за собака. А если она укусит, кто будет отвечать? Конечно же, я».

По результатам пилотного проекта руководством Новосибирского метрополитена будет принято решение о целесообразности дальнейшего использования служебных собак на объектах метрополитена на регулярной основе.

Сутки через трое

На дежурство кинологический расчет в лице Игоря Обозова и бельгийской овчарки Леграна заступает в 8 утра. На станции «Речной вокзал» кинолог докладывает дежурному по метрополитену и полиции, что прибыл на службу. Оттуда начинает обход станций по предварительно составленной карте-графику. Большую часть времени кинолог и собака проводят непосредственно на платформе, регулярно наведываются в зону досмотра – проверять подозрительный багаж.

фото Алексея Танюшина

В отведенное время пса выводят на улицу — на прогулку. Есть время на отдых, когда собака спит.

«Сегодня с утра я уже проверил две станции — «Площадь Ленина» и «Студенческую» — рассказывает кинолог, — потом собака отдохнула, и я выдвинулся дальше: согласно сегодняшней карте на «Заельцовскую». Нас с Леграном хватает, чтобы в течение суток обеспечивать безопасность всего метро. Тяжело приходится только в дни массовых праздников, когда особенно большой пассажиропоток».

Нелегко было в первые дни. В метро Игорь и Легран — с середины апреля этого года. Поначалу бельгийской овчарке не просто было привыкнуть к будничному шуму подземки, грохоту поездов, аудиорекламе, количеству людей, да и к самим переездам в поездах.

фото Алексея Танюшина

«Тренировок перед тем, как только заступить на службу в метро, у нас не было, — вспоминает Игорь. — Конечно, Легран поначалу не мог привыкнуть к таким странным помещениям. А сейчас освоился, работает даже в поезде: обнюхивает сумки, пока едем».

И в службу, и в дружбу

Судьба Леграна решилась в четыре месяца: именно тогда из щенка он начал расти в служебную собаку. Сейчас ему два с половиной года. Это молодой, здоровый, умный и сильный зверь. Не только сослуживец, но и друг.

Дома это ласковый и дружелюбный член семьи, хотя ко всем относится по-разному. Игоря воспринимает, как хозяина: человек и собака почти не расстаются, всегда бок о бок. С женой и детьми Игоря пес чуть более холоден, хотя с удовольствием подключается к играм с детьми: недавно дочь научила его нескольким новым командам и упражнениям. Но главным для него все равно остается Игорь.

фото Алексея Танюшина

«Допустим, мы с супругой возвращаемся откуда-то вдвоем, — говорит Игорь. — Так вот, сначала он подбегает ко мне. Радуется, запрыгивает на руки. Если я уезжаю к родителям, отсутствую сутки или больше, то он меня ждет. Чувствует мое приближение издалека».

Легран — бельгийская овчарка. Эта порода отличается выносливостью, легко поддается дрессировке.

«У меня были и «немцы», и «европейцы», но «бельгийцы» самые послушные и сильные, — вспоминает Игорь Обозов. — Был случай, когда шестимесячный «бельгиец» упал во время тренировки с двухметровой высоты. Неудачно спрыгнул с лестницы и грохнулся носом о землю. Но ему это не помешало, он развернулся и доделал задание до конца. «Немец» так бы не смог».

Сторож подземелья

Легран научен искать взрывчатые вещества. Бесхозный багаж, ящики, различные помещения новосибирской подземки — все это нужно тщательно обнюхивать в течение суток.

«Раскрытий у нас еще не было, да и не нужно, чтобы они у нас в метро были! — оглядываясь на первый месяц работы, подытоживает кинолог Игорь Обозов. — Вообще Легран умеет находить пистолеты, боеприпасы. Сейчас учится искать дымовые шашки. У меня есть специальные имитаторы. Вечером, когда уже нет пассажиров, я их прячу, а Легран находит — так тренируемся».

фото Алексея Танюшина

Пассажиры в основном относятся к работе кинологического расчета с пониманием: расступаются в вагоне, оставляют псу место. Есть и те, кто ворчит. Больше всего недовольных Игорь и Легран встречают в час пик: тогда приходится выслушивать разного рода претензии.

Кинолог старается не вступать в дискуссии. За исключением случая, когда пассажирка поинтересовалась — почему Леграну можно ездить в метро, а ее собаке нельзя. Пришлось коротко рассказать о назначении служебной собаки.

«Сегодня утром во время досмотра багажа двое человек сказали спасибо за то, что мы делаем, — рассказывает Игорь. — За то, что мы обеспечиваем их безопасность. Мне это было очень приятно, потому что люди не ворчат, что мы тратим их время, а, наоборот, понимают важность нашей работы. Это значит, что все не зря».

Комментарии
  • Аноним
    13:04:43 27.07.2021
    круто
Похожие новости
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать