Российские императоры и их лошади стали главными героями «Дней Эрмитажа» в Новосибирске. Выставку «Парадный выезд императорского двора» откроют в Новосибирске 20 сентября. Монтаж экспозиции начался на этой неделе.
Холл художественного музея со стороны улицы Свердлова сейчас заставлен большими деревянными ящиками. Экспонаты приехали из Санкт-Петербурга вместе с сотрудниками Эрмитажа и главным хранителем «лошадиного» собрания знаменитого музея Людмилой Шатиловой.
Прежде чем на третьем этаже Новосибирского художественного музея начнется монтаж выставки, идет официальная приемка экспонатов. Реставраторы с документами разворачивают и осматривают каждый предмет. Фарфоровую Екатерину II на коне Бриллианте можно брать только голыми руками – статуэтка может выскользнуть из перчаток, а парадную шубу лейб-кучера хранят завернутой в несколько слоев тонкой бумаги.
«Шуба парадная, очень красивая, на волчьем меху», – рассказывает художник-реставратор Государственного Эрмитажа Мария Тихонова. Волчья шуба, крытая красным сукном с гербовыми лентами проштампована специальным знаком Придворно-конюшенного музея. Часть его собрания передана на хранение в Эрмитаж уже после революции. Именно там хранили и активно использовали все снаряжение для царских выездов.
Лошади седла его императорского величества
Хранитель собрания и куратор выставки Людмила Шатилова объясняет – царские лошади тоже имели титулы, очень ценились и были важной частью любой церемонии.
«У каждого императора и императрицы было несколько лошадей собственного седла его императорского величества – это такой лошадиный титул. Животных отбирали по экстерьеру, по характеру – лошадь должна быть хорошего нрава. Была специальная пенсионерская конюшня, куда пожилых лошадей передавали. Императоры их там навещали, а после смерти животных делали им надгробные памятники с краткой биографией», – по словам сотрудницы Эрмитажа, это очень личная коллекция, рассказывающая об истории целой страны.
Полтавское седло Петра I осталось в Санкт-Петербурге, зато в Новосибирск привезли медвежий вальтрап для коронационного седла Александра II и сразу 4 седла Екатерины. Возможно, в одном из них она было во время дворцового переворота, приведшего её на престол.
Парадный конный портрет Екатерины II на коне Бриллианте станет «лицом» Дней Эрмитажа в Новосибирске. Художник Вигилиус Эриксон запечатлел императрицу как раз в момент возвращения в Петербург после отречения Петра III.
Талия невесты Николая II
«Черное сукно, подкладка потертая, местами сечется, со следами чинок. В наличии 20 пуговиц», – зачитывает официальную бумагу из Эрмитажа реставратор Мария Тихонова. Несколько слоев тонкой бумаги снимают с костюма-амазонки последней российской императрицы. Юбка, скроенная по косой, чтобы сидеть боком в седле прикрывая ноги, и фантастически тонкая талия. Как говорит Людмила Шатилова, Александра Федоровна разъезжала на лошади в этом костюме до рождения своих пятерых детей, еще будучи невестой Николая II.
Внушительно рядом с амазонкой выглядит костюм камер-казака или личного телохранителя императрицы. Сочетание красного и белого цветов на его парадной форме говорит о принадлежности именно семье русского императора.
«Радостная» лошадь и дормез с биде
Лошади и экипажи сопровождали все события в жизни императорского двора от парадных церемоний до частных поездок. Кареты и экипажи до Новосибирска не доехали из-за большой ценности и веса этих экспонатов. Но как рассказывает Людмила Шатилова, во дворце держали целый парк экипажей на все случаи жизни.
«Ведь без лошади ничего было нельзя предпринять. Для разных ситуаций были разные виды экипажей и породы лошадей. Дормезы – для дальних путешествий со спальным местом. Их делали по типу вагонов купе: там были раскладные места, дорожные туалеты, дорожные биде, часы и все необходимое», – объясняет куратор выставки.
Новосибирцам покажут коронационный комплект конской упряжи с кистями, вышивкой и драгоценными камнями и траурную попону «Радостной лошади». Императорский катафалк вез по улицам столицы восьмерик упряжных лошадей, покрытый черными попонами. И лишь одна из них, называвшаяся «Фрайденпферд» или «Радостная лошадь», была в попоне яркого бархата с золотыми нитями.
«Попона «Радостной лошади» для похоронной процессии символизировала собой благие дела, которыми почивший император прославил свою страну, и переход в лучший мир. Поэтому она и радостная», – объяснила научный сотрудник Государственного Эрмитажа Людмила Шатилова.
Помимо открытия выставки, в рамках «Дней Эрмитажа» в Новосибирске пройдут лекции, экскурсии и кинопоказы. Приобщиться к миру императорского двора можно будет с 20 сентября по 25 января в Художественном музее города.