Для глубинки визит известных музыкантов — сенсация. Поэтому в зале Кыштовской детской школы искусств, где выступал скрипач Семен Промое, яблоку негде было упасть.
Жители самого удаленного от Новосибирска района до сих пор видели не много известных музыкантов. Далеко не каждому любителю классики по карману добраться до города: стоимость поездки на автобусе в один конец составляет 1 350 рублей. А еще нужно приобрести билет в филармонию, цена которого во многом зависит от места в зрительном зале.
Концерт с участием Семена Промое в Кыштовке состоялся в рамках областного художественного фестиваля «Сибирские звезды», проводимого министерством культуры Новосибирской области. Музыкант рассказал корреспонденту «Советской Сибири» в Кыштовке, как увлечь детей классикой. То, что он умеет это делать, было заметно: после концерта школьники окружили скрипача плотным кольцом, расспрашивали его о карьере, брали автографы. А одна девушка, выпускница школы искусств, после игры Семёна просто рыдала за кулисами — ее переполняли эмоции.
Семен признался, что в детстве одинаково успешно занимался и музыкой, и спортом. Но первое увлечение оказалось нечто большим, чем просто хобби.
— Где бы ни находился, всегда слушал классику. Ну а скрипка — это вообще особый, уникальный мир, это символ души. Когда впервые к ней прикоснулся, понял, что это мое призвание, что через игру на ней можно выразить свои эмоции. А когда инструмент звучит в оркестре, это что-то волшебное…
Конечно, беседу начинаем с вопроса о скрипке.
— В чеховской «Скрипке Ротшильда» музыкальный инструмент олицетворяет душу и сердце музыканта. Вы согласны?— Полностью согласен с Чеховым. Музыка скрипача — это символ его души, она понятна всем и заставляет невольно пережить те же эмоции, что испытывает исполнитель.
У скрипки необычайно красивый тембр, проникающий в душу, ей свойственны выразительность интонаций, динамическая яркость, широкий диапазон звучания. Скрипка невольно заставляет прочувствовать то, что преподносит музыкант. Это один из немногих инструментов, который можно с удовольствием слушать и без сопровождения. К тому же у нее есть возможности полифонического звучания. Музыка — это лучшее, что есть в моей жизни.
— Как вы думаете, насколько популярна классика у молодежи? Например, музыка Баха, Дебюсси, Паганини?— К сожалению, возраст поклонников в основном за сорок, это видно по аудитории в залах. Молодых гораздо меньше, но они есть! Нужно просто привлечь их внимание, направить интерес в нужное русло. Классическая и академическая музыка настолько ценна и глубока, что заинтересовывает сама. С первых нот. К примеру, почему испанская музыка популярна среди молодых? Она легко воспринимается. Песни, положенные на эту музыку. запоминающиеся. Но в том и состоит отличие классики, что каждый раз в ней можно открыть что-то новое. При этом подача музыкального произведения играет большую роль. Влияют и необычная обстановка, и предметы декора, антураж и световое шоу.
— Наподобие «Классик-хит-коктейля», когда слушатели сидят не в зале, а за столиками с напитками?— Да, это один из примеров. Необычный формат использовался в ДК «Энергия» в Кыштовке: слушатели в возрасте около тридцати, большинство пришли на концерт случайно, но, думаю, за счет них поклонников у классики прибавилось.
Фото Ирины Вишняк
В Новосибирской филармонии работает интерактивный образовательный проект для детей «Музыкальные путешествия»: одновременно и обучение детей, и знакомство с культурой разных стран. Дети сами участвуют в музыкальных номерах, викторинах, конкурсах. Еще один из интереснейших просветительских проектов — «Арт-микст», идея которого — синтез искусств. В принципе, идея не нова, но формат предполагает множество участников, и это важно. Так, программа «Экзотическая ночь» дарит зрителям различную инструментальную экзотику, к примеру кельтскую арфу. Кроме того, в рамках проекта любой желающий может сыграть на инструменте на сцене — с ним готовится концертный номер. В то время как любой из профессиональных музыкантов становится на время фотографом, один из зрителей — солистом, другой организует выставку сувениров или картин. Получается, что зрители меняются ролями с музыкантами и становятся участниками программы.
— Семен Викторович, вы даете много концертов не только в России, но и за рубежом. Как к классике относится зарубежная публика?— В Австрии, Германии более восприимчивы к музыке Баха и Моцарта. Американцы прекрасно реагируют на юмористические заставки, и для них важен авторитет музыкантов. Европейцы более сдержанны. В России, если приезжаешь в совсем маленькие селения, где некоторые никогда вживую не видели скрипку, зрители, простые, душевные, открытые люди, встречают эмоциональным накалом, берут автографы, о многом расспрашивают. Такие встречи, как в Кыштовке, дарят музыканту потрясающие переживания и невероятное тепло. Спасибо!
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №5 от 31 января 2018 года