Заработки профессиональных музыкантов серьезно сократились в период пандемии COVID-19 и запрета на массовые мероприятия. Санитарные ограничения свели на нет возможность нормально репетировать. Павел Шаромов, художественный руководитель вокального ансамбля Новосибирской филармонии, рассказал корреспонденту VN.ru о жизни музыканта в период запрета концертной деятельности.
- Первые дни самоизоляции – рассчитывали, что она продлится так долго?
- В начале, как и у всех, была тревога. Плюс хорошо нагнетали атмосферу средства массовой информации. Поначалу мы думали, что все это продлится до мая. И именно на это очень долго надеялись, переносили концерты, сдвигали на все более поздние сроки. Сейчас понимаем, что раньше осени не начнем работать – это 100%.
- Комфортно ли семья переносит самоизоляцию? Насколько удобно для этого место вашей самоизоляции?
- Вначале мы немножечко с ума посходили от нашей младшей дочери, ей скоро будет пять лет. Всем было нелегко, прошла первая неделя самоизоляции, потом вторая, притирались друг к другу. Но нас спасает то, что мы живем в пригороде – в поселке «Пригородный простор» в сторону Толмачево.
У нас есть свой кусочек зеленой территории, своя лужайка. Дом трехэтажный - у каждого есть свое место, можно сильно не пересекаться. Хотя преимущественно все сосредоточены на первом этаже, где кухня и гостиная. Но главное, что у нас возможность гулять всегда есть. Если строго следовать правилам самоизоляции, то можно вообще не пересекаться со встречными людьми. В этом плане нам хорошо – легче, чем тем, кто заперт в городской квартире и ограничен ее квадратными мерами. Также у нас есть возможность сесть в машину, уехать еще дальше за город – походить, погулять. В этом тоже плюс.
Старшей дочери 17 лет, она жила в Академгородке, сейчас вернулась. Сидит дома, работает дистанционно. Она живет у нас на третьем этаже, иногда я ее целыми днями не вижу. Всего нас проживают четыре человека: я, моя жена и две дочери.
Еще у нас три собаки. Одна собака большая, один песик маленький, он такой «таксоид», они дворняги. Все - «подобрыши». И еще третьего взяли на передержку, все никак не можем никуда пристроить. Он уже полгода у нас живет. По размерам такой средне мелкий.
- Репетирует ли ансамбль Павла Шаромова в режиме онлайн, как это многие демонстрируют сейчас в соцсетях?
- Для нормальной работы с профессиональной точки зрения такой формат репетиций не имеет смысла. Прежде всего, из-за задержки времени передачи сигнала. Мой знакомый оркестрант замучился сводить запись, подгонять каждую партию. Есть партии, которые можно каждому разучивать на следующий сезон, я их раздаю своим ребятам. А онлайн репетировать – это невозможно.
Ансамбль – это ансамбль: нужно вместе собираться и репетировать. Сейчас, если будут послабления какие-то по режиму самоизоляции, будем просить дирекцию филармонии о возможности репетиций. В ансамбле пять человек, можем приехать на машинах, сесть в просторном репетиционном зале и репетировать. Это было бы лучше, конечно.
Сейчас филармония полностью закрыта, чтобы попасть в нее, нужно писать заявление. Все строго. Вахтеры службы безопасности в пустом здании все равно сидят в масках.
- Удалось ли как-то зарабатывать в период самоизоляции?
- Мы со своим ансамблем к празднику 9 мая выступали с благотворительными концертами, на радио «Вести Новосибирск». Также мы участвовали в проекте «Песни атомных городов». Позвонил знакомый из Москвы, предложил участвовать. Этот проект существует уже не первый год. Принцип такой: берется известная песня и люди ее поют - по одной или две строчки. К 9 мая мы (вместе с Ларисой Долиной, Максимом Леонидовым, Евгением Маргулисом и другими музыкантами - прим. ред.) записывали песню «Темная ночь».
От участия в этом проекте мы получили удовольствие. Было интересно поработать в студии на удаленке. Продюсер сидит в Москве, получает наш сигнал. 20 секунд реального времени, которые попали в ролик, мы записывали четыре часа.
В целом же заработок в период коронавируса у всех музыкантов существенно сократился. Мы все очень сильно просели. Особенно те музыканты, которые находились в статусе «самозанятых». Им тяжелее всех. Нас спасает то, что мы работаем в государственном учреждении. Получаем зарплату в Новосибирской филармонии.
- Какие планы на период после коронавируса? Гастроли? Выступления в Новосибирске? Новая программа ансамбля?
- К сожалению, не удалось реализовать проект, связанный с русским роком. Мы этот проект переносим на следующий сезон. А сейчас я потихоньку сижу, пишу аранжировки для небольшой детской программы, которую мы сделали вместе с «Сибирским диксилендом» - по музыке из мультфильма «Фиксики». Мы вначале сделали девять песен, но меня попросили увеличить количество номеров до полноценной программы.
Еще одну идею предложил Владимир Михайлович Калужский (художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии – прим. ред.), в рамках года Бетховена. Он наткнулся на один интересный материал. Оказывается, Людвиг ван Бетховен делал переложения разных песен мира. В том числе, у него есть 15 русских песен, написанных для ансамбля, для трио, квартета. Будем готовить эту интересную программу.
- Ансамбль под вашим руководством работает с 1992 года.
- Да, в 2022 году нам будет 30 лет. И мы впервые занялись долгосрочным планированием. В течение сезона предстоит цикл наших самых лучших программ, билеты уже поступили в продажу: в этом году – на 2022 год.
- Как изменилась аудитория за это время? Почему люди все же любят хоровое, ансамблевое пение?
- Аудитория не сильно, но все же изменилась. Дело в том, что мы работаем в нескольких направлениях: сохранили и классическую часть, у нее есть свои любители, а те, кто любит джаз – это еще одна аудитория. Те, кто любит поп-музыку, Майкла Джексона или Queen - это еще одна аудитория. При этом мы видим определенный костяк аудитории, одних и тех же людей, которые ходят на наши разные концерты.
Плюс еще и в том, что мы от каверов, сделанных «на коленке» силами участников ансамбля, начинаем отказываться. Перепоручаем такие вещи профессиональным композиторам. Это всегда получается интереснее. Человек, умеющий профессионально сочинять музыку, делает аранжировки гораздо более искусно, интересно. Но этот процесс в любом случае идет в контакте со мной.
Речь идет о новосибирских композиторах. Это ученики известного композитора Юрия Юкечева – Святослав Мелик-Ткаченко (автор аранжировок наших программ - Майкл Джексон и Queen) и Роман Столяр.
Сейчас мы активно работаем с Романом Столяром. Он, к сожалению, уехал в Питер, но все равно пишет для нас. Последний проект пока не реализован, но я думаю, все получится. Идея нового проекта - битва двух титанов – Вагнера и Брамса. У них были тяжелые взаимоотношения. Рома пишет микс из их музыки в сочетании с ритм-секцией, рок-группой. Рано или поздно мы сыграем этот проект, тем более, перед этим он тоже сделал очень интересный микс, который я ему предложил: мы объединили две рок-оперы - «Юнона и Авось» и «Иисус Христос - суперзвезда».
Читайте также «Бейбит Мухамедин: «Как сделать филармонию модной»