Чемпионка России 2020 года, жительница Новосибирска Надежда Готлиб в этом году не пробилась в финал чемпионата страны, но ничуть не расстроилась. Накануне Russian Open Breaking Championships, который состоится с 10 по 12 декабря в Подмосковье, как ее часто называют, B-girl Надя, рассказала VN.ru, каким будет олимпийский брейкинг и не уйдет ли из этого явления дух уличной свободы.
– После того, как в 2019 году брейкинг признали олимпийским видом спорта, главный вопрос, который возникал по этому поводу – по каким правилам будут судить спортсменов на Олимпиаде?– На данный момент правила еще не утверждены, и самая основная наша сейчас задача – сделать объективным то, что, по сути, во многом является субъективным. Мы все знаем, что брейкинг – это не спорт: это искусство, это часть большой хип-хоп культуры, с которой случилась такая интересная ситуация. Олимпийский комитет захотел, чтобы мы стали их частью. И это очень классно – это огромное поле для деятельности.
Что на данный момент есть? Разработаны разные системы оценки, они в целом похожи. В них есть физический уровень – это качество исполнения, техника, эстетика, сложность элементов. Это форма исполнения базовых движений, оригинальность.
В брейкинге есть базовые элементы, но нет такого, что мы именно обязаны, как в другом виде спорта, исполнить такое-то количество и такой-то норматив.
Каждый би-бой или би-герл обладают уникальным стилем.
Допустим, у кого-то сильная сторона – это сложные элементы, кручения, пауэр-мув, акробатика, а у кого-то сильная сторона – это музыкальность. И это, по сути, борьба стилей. Все основывается на том, что брейкинг имеет базовые движения. В топроке это то, что мы танцуем сверху, есть заходы вниз, есть футворк – это работа ногами, а есть переходы между этими шагами и базовые, и те, которые человек придумывает сам.
Вдохновением для этого служит абсолютно все – начиная от боевых искусств и кончая той же самой спортивной гимнастикой, латиноамериканскими танцами, танцами племен, в общем, все что угодно. Хип-хоп-культура и брейкинг создавались людьми со всего мира, поэтому в брейкинге очень много всяких этнических и боевых штучек.
– И как это оценить объективно?– Вот смотрите. Это не так, как в гимнастике, когда выходит девочка и танцует под свою фонограмму. У нас есть диджей, который играет музыку, которую он захочет поставить в данный момент. Он профессионал, он видит ситуацию, видит, кто с кем бьется, видит общую атмосферу момента.
Диджей – наше сердце: он ставит музыку, под которую мы должны выйти и максимально круто показать свой стиль. И не всегда сложность побеждает музыкальность или харизматичность. Нет такого, что если помарка, то все – тебя дисквалифицировали. Важно, как ты из этой помарки еще выйдешь, была ли она видна. То есть очень много нюансов, которые на данный момент люди продумывают, как это все сделать понятным для простого обывателя.
Прикол в том, что, вне зависимости от того, как решат судьи, зрители сами поймут, кто для них был круче. Тут игра персонажей, игра харизмы, индивидуальности человека.
Кому-то, допустим, больше нравится абстрактный стиль, может быть, вы видели, люди выходят и делают какие-то плетеные всякие штучки, что-то куда-то продевают, просовывают.
Есть более силовые ребята, у них больше пауэр-мува, они крутятся на голове, летают, и люди с этого обалдевают. Есть те, которые более музыкальные, они обыгрывают каждую нотку, и в этом их сила.
Если говорить про Олимпиаду, то из всех этих разделов: топрок, футворк, пауэр-мув, фризы – в идеале, в какой-то пропорции индивидуальной, ты всем должен обладать.
Как говорят «full pocket complet» полностью упакован, вооружен до зубов. Если музыка идет только фоном, если ты никак ее не интерпретируешь через свои движения, это во многом мимо. Физика, оригинальность и музыкальность. В Олимпийском комитете эта система называется тривиум.
Бывает такое, что назначается тай-брейк, когда мнения судей разошлись. Это абсолютно нормально.
Фишка брейкинга в том, что нет такого, что кто-то прав, а кто-то нет, потому что каждый несет свой стиль, свое видение.
Особенно если мы говорим о людях, которые уже давно в деле. Я уже 20 лет этим занимаюсь, и нас таких много, и мы дожили до Олимпийских игр.
– Об этом вас хотела спросить. Видела в одном из ваших интервью, как вы рассказывали о том, что, когда вы узнали о том, что брейкинг стал олимпийским видом спорта, то вы разозлились. Изменились ли сейчас ваши эмоции?– Да, это быстро произошло, потому что раскрылось понимание того, что ты просто продолжаешь делать свое дело и теперь площадка для реализации стала во много раз больше.
Брейкинг для тех людей, которые занимаются этим уже давно – это часть культуры, это творчество. Но одновременно без спортивной составляющей ты это искусство не сможешь реализовать в суперклассном виде. Нужна крутая физическая подготовка, растяжка, сила мышц, выносливость. Нужно очень-очень много всего, что кроется именно в спорте.
У многих из тех, кто на хорошем уровне сейчас, было спортивное прошлое. И здорово, что брейкинг стал олимпийским видом спорта, потому что многие после нас смогут профессионально заниматься этой деятельностью. И есть же путь чемпионов, путь людей, которые отдают всю жизнь этому. У них может быть зарплата, у них может быть пенсия, совсем другое качество жизни. Но надо понимать, что это лишь одна из платформ для развития.
– Не станет ли брейкинг, как все олимпийские виды, элитным видом спорта? Ведь это все-таки, как вы сами говорите, было частью уличной культуры?– Это не было, это есть. Ничего не изменилось. Это будет еще одна из площадок для твоей реализации. Это классно.
– А диджей на соревнованиях – это участник команды или какая-то независимая персона?– Диджей и МС – это отдельные персонажи. Это два человека, которые полностью ведут эти мероприятия. Диджей музыкально, а МС вызывает на танцпол, поддерживает атмосферу, ведет это мероприятие.
– Еще один момент, который я пока не понимаю. Вы говорите, что вы можете слышать музыку, которую диджей ставит первый раз. Это значит, что это полная импровизация, или у вас есть какие-то готовые танцевальные связки, которые вы применяете? Расскажите, как это все происходит?– Это все тоже зависит от человека и от подхода. Я очень люблю танцевать фристайлом, но у меня есть свои маленькие наработки, я знаю, что у меня есть такое-то сальто, такой-то элемент, такой-то фриз, то есть у меня много, много, много маленьких таких штучек.
И я уже ими будут протанцовывать, в зависимости от того чувства и от тех эмоций, которые у меня будет вызывать музыка. И в зависимости от того, с кем я буду батлить. То есть ты подбираешь свой боевой арсенал в зависимости еще от того, кто твой оппонент.
Это тоже стратегия ведения батла, это тоже отдельный философский трактат. Борьба идет не только на физическом плане. Здесь и психология, и знание своего противника, его сильных и слабых сторон. Это такая очень интересная прикольная игра, диалог.
В идеале – это именно общение. Но многие молодые би-бои и би-гёрлз действительно могут заготовить какой-то раунд и вот так, грубо говоря, сделать его под музыку, где-то попадая, где-то не попадая. Мне больше нравится именно танцевать и протанцовывать, и в этом моя сильная сторона – действовать от момента. У меня вот так.
– Как мы себе представляем жизнь человека, который занимается олимпийским видом спорта? У него есть тренер, план тренировок, какие-то сборы и так далее. Как происходит ваша подготовка? Из чего состоят ваши тренировки?– Я тренирую себя сама. Я считаю, что для взрослого человека не всегда тренер, если он тотально не прожил с тобой всю жизнь, знает, что тебе лучше, а что тебе хуже.
У меня это плавание, сауна, подкачки, растяжки, йога, отработка базовых элементов на постоянное улучшение качества исполнения. Это спонтанное реагирование, то есть просто танцевание, отработка сложных фишечек, элементов. Конструирование ситуации, что ты уже на батле и протанцовываешь весь свой арсенал. Это джем обязательно, когда собирается группа людей, ставится приятная для тебя музыка и вы просто танцуете.
Я не перепрошиваю свой мозг, что я занимаюсь олимпийским видом спорта, я занимаюсь тем, чем я уже занимаюсь 20 лет.
– То есть вот это ваше сообщество брейкеров, оно по-прежнему очень важно?– Конечно, потому что вы друг друга наполняете, вы друг друга питаете, вы обмениваетесь. В первую очередь вы радуетесь тому, чем вы занимаетесь. Это приносит вам удовольствие, удовлетворение, это дает вам чувство, что вы творите, развиваетесь, обмениваетесь, общаетесь, чувствуете других. Это очень крутой энергообмен.
– Я хотела рассказать, что я вас как-то видела в Центральном парке, вы там тренировались и были со своим малышом. Хочу вас спросить, как вы теперь, в статусе мамы, все совмещаете – тренировки, участие в батлах и соревнованиях?– Это просто новый уровень восприятия жизни. И у меня есть мотивация – показать молодым девочкам, чтобы они не боялись становиться мамами, потому что у многих есть такие загоны в голове: «Ой, я стану мамой, я не восстановлюсь, моя карьера» и всякая прочая хрень.
Очень хочется и самой себе показать, что это возможно – продолжать делать то, что ты любишь, от чего радуется твое сердце.
Сейчас я проиграла в полуфинале на чемпионате мира, и раньше я бы очень расстроилась, а сегодня я этому рада. Потому что я там была одна мама. У меня закончился батл, я пошла покормила ребенка грудью, и я хвалю себя за это. Я оставляю грудное вскармливание, потому что считаю это важным для моего сына. Да, это непросто, но я верю, что это возможно сочетать, возможно организовывать так свою жизнь.
Когда я была беременной, у меня появилось желание – стать мамой и поучаствовать в Олимпийских играх. Я не знаю, получится у меня или нет, но даже сам этот путь уже очень интересный, очень классный для меня.
Я в нем живая, я чувствую, что я нахожусь на своем месте, я продолжаю делать то, что я люблю, у меня есть сын. Продолжает фонить вот это чувство, что ты мама, но в этом во всем есть очень сильное желание продолжать жить ту жизнь, которую ты любишь, чтобы показать своему ребенку, что возможно все. Чудеса случаются, я в этом убеждена. Не сам результат важен, а то, что хочется быть в этом, жить в этом и идти дальше вот эту дорогу, которая вот так интересно начинает закручиваться. Посмотрим, что из этого получится.