Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей 30 июня 2020 года рассмотрел и принял «Закон КНР о защите национальной безопасности в специальном административном районе Сянган», в тот же день правительство САР Сянган объявило о включении этого закона в Основной закон Сянгана и его вступлении в силу со дня обнародования. Материал опубликован в газете «Советская Сибирь» №28 от 8 июля 2020 года.
Китай, его достижения, стремительное экономическое развитие, политика доверия и прогрессивные миротворческие инициативы — темы нашей постоянной рубрики «Мост дружбы». Ситуация вокруг Сянгана, который в России чаще называют Гонконгом, не ускользает от внимания наших читателей. Что же происходит? Давайте попробуем разобраться.
Закон суров, но это закон
Данный закон направлен на создание и совершенствование на национальном уровне правовой системы и правоприменительного механизма защиты национальной безопасности в САР Сянган, эффективное предотвращение рисков в области национальной безопасности.
Это важная мера, принятая центральной властью Китая для урегулирования дел в Сянгане после его возвращения в состав КНР, что свидетельствует о твердой приверженности защите государственного суверенитета и безопасности, противодействию вмешательства иностранных сил, воле и решимости в поддержании длительного и стабильного процветания Сянгана. Это будет иметь далеко идущее влияние для устойчивой и долгосрочной практики «Одна страна, две системы» в Сянгане.
Согласно данному закону, центральное правительство Китая учредит Управление по обеспечению национальной безопасности в САР Сянган для выполнения обязанностей от имени центрального правительства.
Управление по обеспечению национальной безопасности в САР Сянган осуществляет юрисдикцию в отношении преступлений против национальной безопасности в САР Сянган в трех исключительных случаях:
во-первых, в момент сложной ситуации, в которой имеют место вмешательства внешних и иностранных сил, при которой юрисдикция САР Сянган не может справиться самостоятельно;
во-вторых, при возникновении тяжелой обстановки, в которой эффективное применение закона правительством САР Сянган является невозможным;
в-третьих, в случае появления сложной ситуации, когда национальная безопасность сталкивается с существенной реальной угрозой.
В первую очередь целостность и единство
Создание Управления по обеспечению национальной безопасности в САР Сянган в соответствии с данным законом не подорвет принцип «Одна страна, две системы» и не нарушит независимые судебные полномочия судов Сянгана в соответствии с Основным законом специального административного района. Поскольку «Одна страна, две системы» в первую очередь «одна страна», а уже потом «две системы».
Во всех странах мира компетенция национальной безопасности всецело принадлежит центральным органам власти и относится к «зарезервированной юрисдикции» центрального правительства. Компетенция центральной власти является не абстрактной, а включает в себя законодательные, правоохранительные, судебные и административные полномочия, и Китай в целом не является исключением. Следуя логике, можно сказать, что, поскольку речь идет о компетенции центральной власти, все преступления, ставящие под угрозу национальную безопасность в САР Сянган, дают право центральному правительству на прямую юрисдикцию.
Далее, согласно данному закону, в юрисдикции Управления по обеспечению национальной безопасности в САР Сянган входит лишь четыре категории преступлений против национальной безопасности:
— сепаратизм;
— подрыв государственной власти;
— терроризм;
— сговор с иностранными или внешними элементами, несущими угрозу национальной безопасности (и даже среди них Управление по обеспечению национальной безопасности осуществляет юрисдикцию только в трех исключительных случаях, перечисленных выше, и в отношении крайне немногих дел, которые серьезно угрожают национальной безопасности).
Подавляющее большинство судебных дел по-прежнему находятся в ведении САР Сянган. Кроме того, данный закон также предусматривает строгую процедуру для санкционирования юрисдикции Управления по обеспечению национальной безопасности: предложение выдвигается правительством САР Сянган или Управлением по обеспечению национальной безопасности в Сянгане и представляется Центральному народному правительству для утверждения. Иными словами, Управление по обеспечению национальной безопасности в САР Сянган не имеет права самостоятельно принять решение об осуществлении юрисдикции в отношении того или иного судебного дела.
Чтобы понимать, вспомним историю
Напомним, в 1997 году, когда Сянган вернулся в состав Китая, он полностью избавился от британского колониального правления, которое длилось полтора века.
Будучи специальным административным районом, руководствуясь политикой «Одна страна, две системы», «Сянганцы сами управляют Сянганом» и «Высокий уровень автономии», Сянган обладает действительно высокой степенью автономии, такой как административная власть, законодательная власть, независимая судебная власть и окончательное судебное решение, собственное налогообложение и право выпуска валюты. «Одна страна, две системы» — это беспрецедентная и новаторская практика, которая добилась общепризнанного успеха в Сянгане. В процессе практики также возникают новые проблемы.
Долгое время Сянган был не в состоянии поддерживать свою правовую систему и механизм обеспечения национальной безопасности. Их болезненное и неотточенное состояние за последние несколько лет привело к различным преступлениям, угрожающим национальной безопасности, что усиливалось изо дня в день.
В частности, в 2019 году в Сянгане произошли «беспорядки из-за пересмотра законопроекта об экстрадиции», продолжительные насильственные действия беспрерывно обострялись, внешние силы приложили руку к поддержанию сепаратистских движений, нашли лазейку, чтобы запутать Сянган посредством «цветной революции».Намерение подорвать политическую власть центральных органов было очевидным.
Сянган воспользовался мощным подъемом Китая
Яростная террористическая деятельность не только подрывает верховенство права и общественный порядок в Сянгане, угрожает повседневной жизни и личной безопасности простых людей, но и постоянно подавляет политические и правовые границы, наносит серьезный вред национальной безопасности.
После возвращения Сянган воспользовался мощным подъемом экономики Китая, поддерживал сильный экономический рост и неуклонно удваивал свой ВВП, 25 лет подряд лидировал в рейтинге самых свободных экономик в мире, а его инвестиционная среда многократно оценивалась как одна из лучших в мире. Но беспорядки, продолжающиеся уже более года, нанесли беспрецедентный удар по экономике Сянгана и жизни народа. Статистика показывает, что в 2019 году экономика Сянгана впервые за последние десять лет испытала отрицательный годовой рост, и около половины доходов основной сферы услуг резко сократилось. В первом квартале 2020 года ВВП Сянгана снизился на 8,9 процента, что стало рекордным снижением за историю после его возвращения. Согласно «Годовому отчету мировой конкурентоспособности — 2020», экономический рейтинг Сянгана упал с 10-го до 28-го места.
За права и интересы жителей САР
Что беспокоит еще больше — это признак роста местного терроризма: с прошлого года полиция Сянгана раскрыла 14 случаев применения взрывчатых веществ. На сегодняшний день Сянган уже стал самой хрупкой и опасной точкой риска для национальной безопасности, что не допустит ни одно суверенное государство.
Политика «Одна страна, две системы» — это характерные особенности САР Сянган, а национальная безопасность является гарантией для ее бескомпромиссного воплощения. Лишь при условии обеспечения национальной безопасности может идти речь о гарантии социальной стабильности в Сянгане, решении вопросов развития, защите безопасности жизни и имущества, свободы и прав подавляющего большинства жителей Сянгана. Реализация данного закона является важным шагом для совершенствования практики «Одна страна, две системы» в Сянгане, которая будет эффективно защищать основные интересы национальной безопасности, поможет Сянгану положить конец хаосу, возродить экономику и повысить благосостояние, а также лучше защищать права и интересы жителей Сянгана и международных инвесторов.