Новосибирск

Новые материалы и импортонезависимость российского авиапрома обсудят на «Технопроме – 2022» в Новосибирске

13.08.2022
Михаил Фокин
Новые материалы и импортонезависимость российского авиапрома обсудят на «Технопроме – 2022» в Новосибирске
фото архив VN.RU
Новая реальность для отечественной авиапромышленности – не только импортозамещение западной продукции, но и выход на уровень технологического лидерства в авиастроении. Вот почему один из круглых столов Международного форума «Технопром-2022» будет посвящен теме авиации, точнее – новым материалам и технологиям в отечественном авиастроении.

Российская авиация, оказалась в беспрецедентной по сложности ситуации – фактически в технологической изоляции. Разорваны контракты и прекращены контакты с крупнейшими авиапроизводителями Boing и Airbus. Стране необходимо в кратчайшие сроки возродить собственное авиастроение. Задача амбициозной комплексной программы развития авиатранспортной отрасли - перевести до 2030 года значительную часть авиапарка России на отечественную авиатехнику. Решение этих задач обсудят на круглом столе Международного форума «Технопром-2022» в Новосибирске.

фото архив VN.RU
© Фото VN.ru

Экспертное обсуждение данной темы пройдет в рамках трека - «Научно- технологическая и производственная кооперация: эффективные решения».

«На Технопроме мы будем обсуждать технологии новых материалов. Конечно, не только эти темы являются самыми важными, но, в любом случае, это, наравне с авионикой (электронные системы, используемые в самолетах), новые материалы являются наиболее важной сейчас темой в авиастроении. И через призму импортозамещения в том числе», - пояснил VN.ru директор Центра компетенций НТИ по новым функциональным материалам Антон Рязанцев (НГУ).

Напомним, в июне 2022 года правительство РФ утвердило комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. Определены перспективы развития авиатранспортной отрасли на ближайшие 7 лет. Распоряжение об утверждении программы подписал председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Общий объем финансирования составит более 770 млрд рублей.

Согласно программе, до 2030 года парк российских авиакомпаний должны пополнить более 1 тыс. отечественных самолётов. Среди них – более 140 бортов SSJ New, 270 самолетов МС-21-310, по 70 машин Ил-114-300 и Ту-214. Кроме того, предусматривается большой объем поставок малоразмерных самолетов: ТВРС-44 «Ладога», Л-410 и «Байкал» (ЛМС-901).

Также планируется выпустить и поставить авиакомпаниям более 760 вертолетов. Предполагается, что акцент будет сделан на производство машин «Ансат» и Ми-8 в различных модификациях, поскольку они наиболее востребованы на рынке. Отдельный блок программы посвящен выпуску авиационных двигателей для всей линейки гражданских воздушных судов.

По словам Антона Рязанцева, позитивные примеры импортозамещения в российском авиапроме уже есть. «Еще в 2018 году США закрыли поставки композитных материалов для крыла для российского самолета МС-21. В итоге за три года были разработаны отечественные решения: композиционные материалы для крыльев – компании UMATEX (в составе «Росатом») и композитные материалы для агрегатов механизации - компания Инумид. Эти материалы по качественным характеристикам превзошли западные разработки».

Важно, что в деле реализации комплексной программы развития отечественного авиатранспорта активно участвуют ученые из СО РАН.

В Центре компетенций НТИ по авиационному направлению ведутся работы по пожарной сертификации самолета МС-21 - это испытания всех материалов, всех узлов самолета.

Антон Рязанцев предполагает, что в условиях санкций, которые могут сохраниться надолго, первая задача – импортозаместить все системы самолета (в том числе и двигатели), которые сейчас являются зарубежными.

фото Архив VN.RU
© Фото VN.ru

«Причем с двигателями ситуация уже лучше, потому что руководство двигателестроения изначально работало с прицелом на развитие отечественных авиадвигателей. Необходимо импортозамещение материалов, авионики, систем управления. Поднять в воздух отечественный МС-21, чтобы он стал выпускаться серийно - это главная задача», - подытожил Антон Рязанцев.

По данным из открытых источников, в 2022 году отечественные самолеты составляют около 30% всего воздушного флота России. В основном это ближнемагистральные самолеты, которые летают на региональных авиалиниях и большинство этих машин уже с большим налетом. И задача стоит не только сформировать авипарк из самолетов российского производства, но и чтобы сделаны они были из отечественных комплектующих.

По мнению эксперта, он рассчитывает, что дискуссия на «Технопроме-2022» позволит более конкретно очертить проект программы научно-исследовательских и конструкторских работ и согласовать их между корпорациями, учеными и органами исполнительной власти. Наличие данное программы станет одним из драйверов развития – позволит увеличить объемы финансирование на НИОКР, как по линии министерств, так и в рамках корпоративных программ.

Напомним, форум «Технопром-2022» пройдет с 23 по 26 августа на площадке Новосибирского Экспоцентра. На сайте форума открыта регистрация участников деловой программы и экспонентов. Для участия необходимо заполнить заявку не позднее 21 августа. Также все вопросы по регистрации можно задать по телефону 8 (800) 200 84 78.
Новости раздела

О ключевых показателях технологического развития регионов эксперты договорились на площадках форума «Технопром-2022». Национальный рейтинг будет учитывать данные об инновационной деятельности в разных субъектах России и степень укрепления технологической независимости страны.