В центре древнеегипетского, времен фараонов, сюжета любовный треугольник – трагический поединок чувств дочери царя Египта Амнерис, эфиопской царевны, рабыни Аиды и военачальника Радамеса. Однако на сцене, как рассказывает побывавший на генеральном прогоне спектакля корреспондент VN.ru, нет ни сфинксов, ни пирамид.
Есть слоны на тонких сюрреалистических ножках, будто бы парящие над персонажами. Таких слонов можно увидеть на картинах Сальвадора Дали… И вообще, при глубинном реализме взаимоотношений в спектакле много фантастического, что не удивительно: свою новую работу московский постановщик Вячеслав Стародубцев, уже известный новосибирцам по «Турандот» Пуччини, решенной как «опера-квест», называет «оперой-fashion», что в переводе означает модная, стильная опера.
Вячеслав СТАРОДУБЦЕВ, режиссер:
– Fashion – потому, что в сценических костюмах мы с художником Жанной Усачевой используем современные материалы – пластик, лаке, неопрен. Мы хотели совместить все эти технологии, чтобы сделать что-то интересное для зрительского глаза. Хотели уйти от этой бутафории – египетских иероглифов и прочего. Для нас это было очень важно – найти свою эстетическую историю… Мода бывает prêt-à-porter, а бывает haute couture, то есть высокая, эксклюзивная, сделанная в единичном экземпляре. Опера – это априори искусство от кутюр. Опера – мир, воплощающий фантастический реализм. На сцене, безусловно, должна быть истина, но жизненной правды должно быть ровно столько, чтобы она не затмевала правду художественную. Моя задача как режиссера – не только сделать так, чтобы спектакль погружал зрителя в другую реальность, но и донести до каждого это возвышенное. Сделать абсолютное haute couture доступным простому человеку, первый раз пришедшему в оперный театр… Мы делаем грандиозный спектакль в грандиозном театральном пространстве. Для «Аиды» изготовлено более 250 костюмов и масштабные декорации, «населенность» массовых сцен достигает более 150 человек одновременно. Такое возможно только в НОВАТе!
Дмитрий ЮРОВСКИЙ, музыкальный руководитель и дирижер:
– Замечательная Вероника Джиоева – Аида: все эмоции, которые в ней самой есть, она умудряется великолепно переносить на сцену. А Аида ведь это один сплошной нерв… Ей противостоит (хотя не такие уж они и разные!) Амнерис – Агунда Кулаева, солистка Большого театра. Новосибирцы тоже хорошо ее знают, она неоднократно пела на этой сцене. Партию Радамеса исполнит тенор из Москвы – Михаил Агафонов. Я встречался с ним в «Аиде» 5 лет назад в Антверпене. К сожалению, наши Олег Видеман и Роман Завадский к концу сезона по объективным причинам не смогут спеть премьеру. А вообще, над спектаклем работала очень слаженная команда. Иногда со своего места я не всегда точно знаю, кто из хора, кто нет, потому что на сцене все – и хор, и статисты играют с одинаковой отдачей… Эта опера, в отличие от предыдущей нашей с Вячеславом Стародубцевым работы – «Турандот», имеет в Новосибирском театре серьезное и славное прошлое. Тем ответственнее на этот раз была задача.
Вероника ДЖИОЕВА, исполнительница партии Аиды:
– То, что сделал режиссер, очень красиво. И мы солисты, очень свободно чувствуем себя в этом спектакле. Слава Стародубцев – очень светлый человек, он на репетициях как-то нас всех так объединил, что все репетиции были в радость. Аида – одна из моих любимых ролей. Люблю ее в первую очередь за музыку Верди. А это такое счастье – петь то, что любишь!