«В целом, если говорить о характере обращений за последние годы, — он меняется, — подтвердил заместитель министра цифрового развития и связи Новосибирской области Павел ЖУЧКОВ. — Если до 2017 года жители обращались с проблемой отсутствия, например, сотовой связи и широкоформатного доступа, то сейчас уже больше вопросов к качеству: отсутствие мобильного интернета, например, 3g, 4g».
В Роскомнадзор и Роспотребнадзор новосибирцы продолжают жаловаться на то, что сотовые операторы ведут недобросовестную игру. «Основная доля обращений касается оказания дополнительных услуг без согласия абонента, качества услуг, несогласия абонента с суммой выставленного счета, — прокомментировал заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по СФО Алексей СЛЕПЦОВ. — В случае нарушений возбуждаются дела об административных правонарушениях».
Однако новосибирцы чаще всего не обращаются в надзорные органы, а просто изливают свое негодование на навязанные услуги в Сети, не решаясь ввязываться в войну с операторами. «К нам вообще не поступают обращения от абонентов на некачественную связь и навязанные услуги, — признается Евгений КАЗАНЦЕВ, правозащитник, консультант региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Эксперт качества». — Хотя сейчас пошла такая волна, когда тебе поступает вызов и тут же сбрасывается. Ты перезваниваешь, и с тебя списывают деньги, поскольку номер оказывается платным. При этом оператор не предупреждает, что ты звонишь на платный номер, хотя должен это делать. И хотя таких историй много, к юристам за помощью новосибирцы не обращаются: ради такой небольшой суммы никто не хочет тратить время и деньги на услуги юриста».
Если же вы хотите вернуть эти средства, Евгений Казанцев советует в первую очередь написать претензию оператору с требованием вернуть деньги, а также в будущем предупреждать о пользовании платными услугами и, возможно, создать запрет на совершение исходящих платных вызовов с вашего номера. Если оператор откажется удовлетворить ваши требования, следующим шагом должно стать обращение в суд.
Эксперт советует не надеяться на собственные силы, а обращаться за помощью к юристу, специализирующемуся на подобных случаях. «И даже в случае выбора надежного юриста советую не пускать дело на самотек, — говорит он. — Обязательно контролируйте его работу, интересуйтесь, что уже сделано, каков план его действий, какие результаты на данном этапе. Не стесняйтесь задавать вопросы, тогда шансы на положительный результат будут выше».
Местные форумы пестрят историями о том, как горожане неожиданно узнают, что на их номер подключены услуги, в которых они вовсе не нуждались. И это проблема отнюдь не Новосибирской области: Роскомнадзор опубликовал статистику за второй квартал 2019 года: количество жалоб на операторов по стране в целом возросло на 21,5%, причем структура жалоб отличается в зависимости от оператора. К примеру, абоненты МТС и «МегаФона» в большинстве случаев жаловались на сумму выставленного счета, абоненты «Билайна» и «Tele2» чаще всего недовольны самовольным подключением платных услуг. Что касается качества связи, то клиенты «Билайна» жаловались на это в 25% случаев, клиенты МТС — в 20%, «Tele2» — в 15% и «МегаФона» — в 12%.
Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №42 от 18 октября 2019 года.