Быть на своем месте
— Владыко, как вы считаете, нынешнее состояние общества способствует духовному становлению молодого поколения? — Воспитание ребенка надо начинать с его матери, семьи, учителей, это задача и общественная, и государственная. Ведь на самом деле нового человека не воспитывают — он воспитывается атмосферой, в которой живет. Если между родителями не налажены хорошие отношения, а сами они не знают, что такое духовная культура, каковы правила поведения в обществе, то ребенок впитает это.
Все семена, брошенные в детскую душу, разовьются на новом уровне уже во взрослой жизни. И те проблемы, которые существуют сейчас в молодежной среде, — это болезни всего общества. Посмотрите, как ярко среди нас присутствует уголовная субкультура: в моде шансон, татуировки, мат не считается зазорным. Между тем еще Аристотель сказал: «Там, где законодатель не борется с матом, начинаются преступления». Что еще у нас проповедуется? Вы должны быть лидерами, успешными, конкурентоспособными, говорят в школе и дома. А если нет, ценность человека перечеркнута? Это неправильно. Каждый человек нужен. Каждый может для себя счастье обрести, другим людям радость принести, быть полезным родине своей. Каждый на своем месте, и очень важно родителям, педагогам подметить таланты, которые заложены в юном человеке.
К каждому полицейского не приставишь
— А что вы вкладываете в понятие «духовное воспитание»? — Это воспитание совести. Мы утопаем в коррупции, потому что не развито чувство совести. Ведь к каждому человеку невозможно приставить полицейского. Совесть — вот что удерживает чиновника от соблазна свою же Родину, свой народ обворовать, забыв о том, что их судьбы вверены ему.
Когда в 90-х годах я приехал в Сибирь, мы стали восстанавливать детские лагеря. Под Новосибирском их были сотни, некогда принадлежавших разным предприятиям, но уже брошенных, запустевших. У церкви тоже денег никаких не было, но что-то получилось. На нынешний день у нас 16 лагерей. Мы назвали это местами непрерывного образования. Дети, которые получают религиозное образование в воскресных школах или гимназиях, летом его продолжают в другой форме: изучают православную культуру, а также традиции рукоделия. У них там бисероплетение, вязание, лепка, есть народные игры, танцы. Вместе с министерством образования проводим художественный конкурс «Красота Божьего мира», литературный конкурс «Души прекрасные порывы», всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя». У нас есть свои спортивные команды. Сотрудничаем с 14 федерациями спорта. В сентябре вместе с правительством Новосибирской области и представителями Новосибирского землячества в Москве участвуем в оборудовании площадок для детей в селах региона. Небольшие средства, но около 20 проектов в год будем осуществлять — тренажеры, детские площадки, мини-зоопарки. Мы ведем большую клубную работу, при приходах у нас более 20 молодежных клубов. Молодежь подключается к нашей социальной работе — в тех же приютах для бездомных, для матерей-одиночек, в службе паллиативной помощи.
Чтобы не было несчастных людей
— Как люди оказываются в приютах? — Бомжи сейчас — это в основном молодежь. Во-первых, они до старости не доживают. Во-вторых, вообще сильно помолодели. Приезжают из деревень — нет жилья, не устроились нигде, образования нет. Бывает, случайно человек попадает в такую ситуацию. Однажды приехали с мэром в приют, там женщина-врач лет сорока. Мэр спрашивает: «Вы здесь живете?» — «Нет, но жила раньше. Сейчас прихожу как доброволец, помогаю обследовать». Оказалось, с мужем развелась, квартира была оформлена на него, с работы уволили, и пошла на вокзал жить. Хорошо, увидела объявление, что можно прийти в приют. Через полгода нашла работу, квартиру сняла, в приют стала приходить людям помогать. Есть у нас приют острой социальной помощи для матерей-одиночек. Чаще туда прибиваются девочки из детских домов. Специальности нет, работы нет, жилья нет — ребенок есть. Государство их кормит до 18 лет, а потом выпускает, и никто о них не заботится. По статистике, выпускники детских домов редко доживают до 30 лет. Мы работаем в трех десятках детских домов, с инвалидами в том числе. Очень сложно, обстановка тяжелая. В 90-х их не кормили даже. Сейчас голодных нет, но проблема воспитания остается. Помню, мои родственники взяли мальчика из детдома — он даже на свое имя не откликался. А скажут «Ребята!» — он бежит. Никогда не попросит есть, в детдоме же все по расписанию. Занимаясь бомжами, бывшими наркоманами, алкоголиками, мы стараемся, конечно, дать им какую-то работу, чтобы они не паразитировали. Но, повторю, проблему в целом может решить только государство. — Опросы показывают, что проблемы есть и у более благополучных выпускников вузов: работать они хотят мало, а получать много. — Выросло поколение потребителей. Их родители в этом виновны. Например, в наше подсобное хозяйство я специально нанял человека, который вел бы курсы пчеловодов, птицеводов. Вывесили объявление в школе. Восстали родители! «Мы в навозе всю жизнь, вы хотите, чтобы и наши дети были в навозе? Мы их готовим в город!» Легко отучить человека от любви к земле, к труду, если не прививать этой любви с детства. Все определяется целью и смыслом жизни. Сейчас это удовольствие. А кто будет созидать это общество? Я был в Америке — улицы пустые. Где все? Вкалывают. На улицах только туристы. Мы же хотим получить все, ничего не делая. Все мечтаем о красивой жизни. Но это зависит от каждого из нас. Духовность предполагает аскетику. Самоограничение. Помните, как у Солженицына: не может дюжина червей грызть вечно одно и то же яблоко. А это подход именно потребительского общества. Поэтому такое напряжение сейчас в мире, и в отношении нашей страны — борьба за «яблоко» ресурсов. Прикрываются, однако, благородными идеями. Должны у страны быть национальные интересы. Но национализм — это очень опасное чувство. Всякие зверства делали именно националисты, потому что действуют они якобы под знаменем святого чувства. На самом деле оно извращенное — ни один человек не должен чувствовать ненависти к другому, какой бы он ни был. Мы создали в Новосибирске межрелигиозный совет из глав религиозных организаций, у нас есть совет национальных организаций Новосибирской области. Собираемся регулярно, обсуждаем важные проблемы. Церковное понятие любви — это подвиг самопожертвования и самоограничения. Когда мы не говорим, что все мне и снова мне. А когда мы говорим: чтобы у всех было необходимое для жизни. Чтобы каждый что-то честно сделал, заработал и поделился этим. Чтобы не было несчастных людей.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №29 от 19 июля 2017 года