Перед началом увертюры в зрительном зале НОВАТа появился сам Владимир Кехман. Экс-директор Новосибирского театра оперы и балета, а ныне директор МХАТа имени Горького – режиссер-опстановщик «Конька-Горбунка» в Новосибирске.
«Это никакая не сдача спектакля. У нас репетиция», – предупредил всех присутствующих Кехман. Его реплики с режиссерского места сопровождали все действие спектакля. Балет «Конек-Горбунок» принято называть русской феерией. По уровню зрелищности новосибирская постановка напоминает фантастический фильм «Аватар» Джеймса Кэмерона, снятый в 3-D формате. Часть действия балета показана с помощью видеопроекции.
Сцена НОВАТа напоминает палехскую шкатулку
Полеты Ивана и Конька-Горбунка снимали с помощью дублеров. В сценах подводного царства с медузами, водорослями и морскими коньками также задействованы мультимедийные технологии. Но больше всего сценическое действо напоминает палехскую шкатулку. Как говорят сами артисты, стать частью этой многомерной картинки оказалось непросто.
Иван – Роман Полковников, Царь-девица – заслуженная артистка России Ольга Гришенкова
«Вся хореография скомбинирована с декорациями, с проекциями. Сетку, на которую проецируют картинку, непривычно использовать. Она – живая декорация, с которой тоже нужно работать, учитывать лобовую проекцию. Ты тоже должен под неё подстраиваться», – рассказывает руководитель балетной труппы театра Леонид Сарафанов.
Партитуру балета «Конек-Горбунок» молодой композитор Родион Щедрин посвятил Царь-девице Майе Плисецкой. Именно первая постановка Большого театра, а затем и фильм-балет с великой балериной в главной роли стали эталонными. В версии балета 1999 года Царь-девицу танцевала артистка Волочкова, а в постановке Мариинского театра 2009 года партию Ивана исполнял нынешний руководитель балетной труппы НОВАТ Леонид Сарафанов.
Сейчас на сцене НОВАТ он играет царского спальника. Сам Царь обещает стать одной из сенсаций постановки. Партию в балете исполнит драматический актер. На роль престарелого претендента на руку Царь-Девицы, который решился свариться в котле ради омоложения, пригласили Марата Башарова. Звезда «Утомленных солнцем» и «Сибирского цирюльника» впервые репетировал на сцене НОВАТа буквально за пару дней до премьеры.
«Я прилетал на репетиции в Санкт-Петербург, в Михайловский театр. Около 10 дней репетировал там со стулом. Сегодня впервые работаю со своими партнерами. Я теперь понял, чем драматические артисты отличаются от балетных. Драматические артисты во время антракта сидят в курилке или в гримерке и что-то там трут языком, а балетные даже во время антракта находятся на сцене и все время что-то повторяют и репетируют», – поделился эмоциями с журналистами Марат Башаров.
По словам артиста, несмотря на боль в мышцах, он счастлив, что взялся за эту роль. Как рассказывает Башаров, исполнитель роли Царя в киноверсии «Конька-Горбунка» Михаил Ефремов поддержал эту работу.
«Миша Ефремов, мы знаем, где он сейчас находится, мой очень хороший товарищ, мы продолжаем поддерживать отношения. Если вы помните, одна из последних работ Ефремова в кино – это именно «Конек-Горбунок», где он играл царя. Я Мише в письме написал –Мишаня, так и так, я буду играть в этой сказке твою роль. Он мне говорит, Марчелло, я думаю, твой царь будет лучше моего», – рассказал Марат Башаров.
Конек-Горбунок – Елизавета Аношина
Как заявил артист, теперь он не откажется и от других драматических ролей в балете, и с готовностью согласился попозировать новосибирским фотографам в царской короне. Премьера балета «Конек-Горбунок» назначена на пятницу, 13 мая. Цена билета на балет с 3D эффектом достигает 10 тысяч рублей.
Режиссер-постановщик спектакля Владимир Кехман