Линейный ускоритель ЦКП «СКИФ» монтируют под Новосибирском

Фото Натальи Сабанцевой
В наукограде Кольцово под Новосибирском начались работы по установке оборудования линейного ускорителя. Монтаж в уже готовых помещениях здания инжектора ЦКП «СКИФ» ученые назвали знаменательным событием.

Специалисты Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН начали монтировать линейный ускоритель. Очередной этап позволит приблизить начало работ с электронным пучком и в целом запуск всего СКИФа. Об этом сегодня рассказал директор Института катализа СО РАН Валерий Бухтияров. Он же назвал очередной этап строительства в Кольцово знаменательным событием.

«Это очень знаменательный день. Это первый день, когда вы видите оборудование ускорительно-накопительного комплекса, которое стоит уже по своему месту. Это событие сложно переоценить - ситуация была непростой, вы помните, что с 2022 года были введены санкции стран, на чьи возможности мы надеялись, стоял вопрос о серьезных рисках остановки проекта, но наши участники засучили рукава и разработали оборудование, которое еще не делалось в стране», - рассказал Валерий Бухтияров.

Линейный ускоритель призван произвести пучок и ускорить его до энергии 200 мегаэлектрон-вольт. Затем пучок транспортируется в бустерный синхротрон, где происходит его дальнейшее ускорение до 3000 мегаэлектрон-вольт. Линейный ускоритель и бустерный синхротрон составляют инжекционный комплекс в отдельно стоящем здании, что позволяет работать с пучком электронов без остановки строительства на других объектов.

«Да, идут строительно-монтажные работы, но это стандартная ситуация для например атомных станций. Мы по той же схеме работаем», - объяснил Валерий Бухтияров.

Директор ИЯФ СО РАН, академик РАН Павел Логачев добавил, что началась установка опор оборудования в накопительном кольце, через месяц в инжекционном комплексе планируется установить источники питания, элементы диагностики пучка. Все работы проводятся с высочайшей точностью.

«Поскольку перед нами стоит задача запустить инжекционный комплекс в 2024 году, мы начали его сборку, не дожидаясь окончательной готовности здания инжектора СКИФ. По-другому просто нельзя, каждый день дорог, строители это понимают и идут нам навстречу. Нам необходимо максимально ускорить процесс, но при этом не навредить качеству сборки», - подчеркнул академик Логачев.

В соседнем помещении готовится размещение мощных высокочастотных генераторов-клистронов и высоковольтных импульсных модуляторов, необходимых для обеспечения работы линейного ускорителя. Следующим важным этапом будет сборка основного кольца. К ней приступят как только здание будет соответствовать всем необходимым условиям по температуре, влажности и чистоте.

Напомним, СКИФ – один из крупнейших проектов в России за последние десятилетия. СКИФ поможет проводить передовые научные исследования в важнейших областях – медицине, сельском хозяйстве, энергетике и многих других. С его помощью ученые выйдут на прорывные открытия и разработки и тем самым ускорят достижение Россией технологического суверенитета. Строительство СКИФ ведётся по Указу Президента России в рамках реализации национального проекта «Наука и университеты».

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент