Этот балет Ролан Пети впервые поставил в парижской опере в 1965 году, хотя к роману Гюго хореографы обращались и раньше. В середине 19 века Жюль Перро создал романтическую постановку «Эсмеральда», Александр Горский в начале 20 века сделал свою, реалистическую версию сюжета. Но самым удачным воплощением сегодня считается именно балет Пети, который не стал романтизировать средневековый сюжет и сосредоточился на трагедиях главных персонажей.
«Знаете, этот балет, он очень специальный, его нельзя сравнить ни с «Лебединым озером», ни с хореографией Григоровича. Это особая техника, очень сухие движения, которые не свойственны русскому артисту, потому что русскому артисту в основном проще танцевать широко, с масштабными прыжками у мужчин и у женщин, либо адажио очень медленно и красиво. Здесь же очень много сухих движений, положений рук очень четких», – отметила прима-балерина Михайловского театра Анжелина Воронцова.
От танцовщиков балет требует не только умения работать на стыке современной и классической хореографии, но и глубокого проживания ролей.
Одна из самых сложных – Квазимодо, Иван Васильев выходит на сцену без накладного горба. Физическое уродство и внутреннюю красоту нужно раскрыть зрителю без бутафории.
«Хореография в партии Квазимодо поставлена именно так, что мы имитируем горб своим плечом. Для меня этот спектакль особенный, думаю, он очень эмоциональный, очень наполненный, и называть его просто балетным спектаклем практически невозможно. Без драматического наполнения тут делать нечего», – отметил заслуженный артист России Иван Васильев.
В России «Собор Парижской Богоматери» дважды – в конце 70-х и в начале 2000-х – ставил сам Ролан Пети. Автор новосибирской версии – бывший ассистент великого французского хореографа Луиджи Бонино. В НОВАТе он уже ставил «Кармен».
«Этот балет идеально подходит для этой сцены, здесь достаточно пространства, потому что сценография достаточно большая, здесь хватает места для всего. И также для самих артистов намного больше пространства, чем в других театрах, где когда-либо танцевали этот балет», – отметил балетмейстер-постановщик Луиджи Бонино.
Музыкальным руководителем постановки стал дирижер театра «Астана Опера» Арман Уразгалиев. В первом спектакле участвовали как приглашенные, так и новосибирские танцовщики.