В документах отмечается, что техническое состояние железобетонной оболочки купола НОВАТ ограниченно работоспособное, физический износ составляет 35%.
«Уровень технических решений и качество исполнения существующих деревянных конструкций чердака не соответствует современным требованиям по пожаробезопасности. Строительные конструкции чердака охарактеризованы как находящиеся в ограниченно работоспособном состоянии. Физический износ конструкций покрытия составляет 50%», — сказано в документах.
В рамках контракта подрядчик удалит трещины на бетонной части купола, реставрирует декоративные элементы кровли, восстановит детали дверей решеток и ставен. Работы должны начаться в течение одного дня с момента заключения контракта. Окончание подачи заявок на участие в конкурсе намечено на 5 августа. Закончить работы подрядчик должен до 15 декабря 2023 года. Отмечается, что источниками финансирования являются субсидия и средства театра. Гарантийный срок выполненных работ составит пять лет.
Купол Новосибирского театра оперы и балета – уникальный. Он представляет собой железобетонную оболочку диаметром 60 метров с толщиной рабочей конструкции всего восемь сантиметров. Высота – 35 метров; это отметка десятиэтажного здания – в эпоху, когда массовые застройки Новосибирска не поднимались выше второго этажа. Вес оболочки купола – 800 тонн. Площадь – 3600 квадратных метров.
Соотношение поверхности оболочки и ее толщины в три раза меньше скорлупы куриного яйца: у нашего купола это 1/750, а у яйца – 1/250. Это самый большой по диаметру и самый тонкостенный купол такого типа во всем мире.
Когда его проектировали в начале 30-х годов прошлого века, монолитные железобетонные купола уже использовали в строительстве, но все они были значительно меньше – от 10 до 30 метров в диаметре. Подобный купол накрывал фойе кинотеатра «Ударник» в Москве. В Берлине планетарий украшал железобетонный купол с оболочкой толщиной шесть сантиметров, но его диаметр равнялся 25 метрам. Понятно, что архитекторы боялись увеличивать размеры такого типа куполов, поскольку не были уверены в надежности конструкции и прочности материала. Не существовало и отлаженной технологии сооружения таких сложных железобетонных элементов на большой высоте.
В первую же свою командировку в Москву в качестве начальника строительства Сергей Полыгалин подробно обсуждал со специалистами Гипростроя, в первую очередь с авторами проекта купола – профессором Пастернаком и инженером Матэри, типы опалубки и методы возведения купола. Сергей Александрович выступал за тип опалубки, оставляющий свободное место для амортизатора. Тогда остановились на двух вариантах опалубки – на башнях и на фермах. Решили сравнить их стоимость.
В конце 1932 года комитет содействия детально обсудил проблему сооружения купола. Приняли предложение главного инженера Полыгалина (он в течение шести лет своего участия в строительстве Дворца науки и культуры занимал разные должности) возвести опалубку по фермам и поставить их на опору в центре зрительного зала. Таким приемом из цепочки работ устранялась трудоемкая операция по поднятию на высоту двадцати метров (шести этажей!) тяжеленных, в четыре тонны, и громоздких, длиной тридцать метров, ферм опалубки. Их собирали на плоском перекрытии вестибюля, уже построенном к тому времени.
Хозрасчетная бригада плотников Гранкина начала собирать фермы летом 1933 года. На первую ферму ушло 35 дней – больше месяца. Но зато последующие занимали десять дней и меньше, а самую последнюю собрали вообще за день.
В центре амфитеатра из бревен соорудили башню, похожую на древние осадные орудия. Она была восьмигранной, бревна крепились между собой болтами и железными хомутами. Замысел был такой: один конец фермы опирается на башню, а другой – на стойку у стены кулуаров. Здесь хитроумно использовали бутылочные домкраты и деревянные песочницы. В каждой песочнице установили поршень в цилиндре. Цилиндры заполнили чистым, промытым песком и сделали в них отверстия. Естественно, до поры отверстия заткнули пробками. После окончания бетонных работ для снятия опалубки пробки вынимали, чистый песок высыпался из цилиндров, поршни опускались и вместе с ними опускались фермы со всей опалубкой. А железобетонный купол оставался на месте – готовый.
Фермы обшили гладкой рейкой, покрыли олифой – чтобы рейки легко отделялись от бетона. Бригадир Сидоров синим карандашом расчертил на опалубке места расположения фурнитуры. Блоки из двух ферм надвигали по брускам, обильно смазанным зеленым мылом. Тянули стальными тросами: внизу стояли лебедки, от которых тросы шли через башню.
Ферм было 29, на каждую отводили по плану один день. Однако первую ферму надвинули за четыре часа, а последующие – за пятнадцать дней. В сентябре 1933 года на стройку с инспекцией приехал профессор Пастернак. Он высоко оценил качество работ.
В частности, про опалубку купола высказал такое мнение: «Что касается устройства опалубки для купола диаметром 60 метров над зрительным залом, то произведенную работу можно оценить как большое и новое достижение в области устройства подмостей и опалубки для сферических куполов больших размеров.
Здесь строительная организация дала вполне равноценную с проектной конторой творческую работу, выполняя рабочие чертежи прямо прекрасным образом в отношении качества и рациональности методов производства».
В конце сентября 1933 года приступили к бетонированию купола. Верхнюю, более пологую часть, бетонировали вручную, а нижнюю, более крутую, торкретировали цементными пушками в два приема, слоями по четыре сантиметра. Работы шли споро, но грянуло осеннее ненастье. Строителям сильно мешали дожди, внезапные похолодания, ранний снег. Бетон укрывали от холода кошмами, как новорожденных телят. Освобождать купол от опалубки решили весной. Опалубку требовалось снять одновременно по всей поверхности купола; малейшее его искривление могло привести к разрушению хрупкой конструкции.
10 мая 1934 года опалубку осторожненько опустили на один миллиметр: рабочие по команде вытаскивали пробки из цилиндров, песок высыпался, поршни садились… Обследовали купол – трещин не обнаружили. В тот же день опустили опалубку еще на три миллиметра, но бетон не отстал от дерева. На другой день опалубку опустили еще на 14 миллиметров и смогли снизу просунуть между ней и бетоном тонкую полоску железа. Однако в середине купола и вверху опалубка от бетона не желала отставать. 12 мая опалубку опустили еще на 18 миллиметров, и при этом она наконец-то отстала от бетона по всей поверхности купола. Специалисты зафиксировали самостоятельную работу конструкции. Это случилось спустя три года после закладки первого камня Дома науки и культуры. Дефектов в бетоне не обнаружили, качество работы признали хорошим.
Таким образом, 12 мая 1934 года работы по сооружению тонкостенной оболочки железобетонного купола будущего театра оперы и балета были закончены. Наступил новый этап строительства.
В 1936-37 годах была возведена фигурная металлическая кровля над железобетонным куполом. Сначала, еще летом 1934 года, для защиты железобетонной оболочки купола от морозов и атмосферных осадков ее внешнюю поверхность обложили пенобетонными плитами толщиной 12 сантиметров. Затем по куполу установили облегающие его фермы высотой два метра. Их обшили плотной обрешеткой, а уже на нее уложили металлическую кровлю. И она радовала взгляды новосибирцев и гостей города в течение нескольких десятилетий.
Создатели купола
Инженер-строитель Сергей Полыгалин возводил Дом науки и культуры с первого дня этой гигантской стройки и до декабря 1937 года, когда был арестован. Сейчас страшно и удивительно, как и почему сталинская машина репрессий давила и уничтожала таких талантливых людей, каким был новосибирский инженер Полыгалин. Ему не исполнилось и сорока лет, когда он получил «двадцать лет без права переписки» – фактически смертный приговор.
Добавим, что Полыгалин руководил возведением жилого дома для артистов на улице Романова, №56, построил здание школы №42 (ныне гимназия №1), занимался реконструкцией здания театра «Красный факел» и оформлением интерьеров Клуба имени Сталина (ныне Дом культуры имени Октябрьской революции).
Инженер-строитель Петр Пастернак стал автором конструкции уникального купола оперного театра. Родился 20 января 1885 года в Одессе. Вскоре вся его семья эмигрировала в Швейцарию. В Цюрихе в 1910 году Пастернак окончил Высшее техническое училище, работал там же и в Женеве. Умер в 1963 году.
Инженер-строитель Борис Матэри вместе с Пастернаком является автором конструкции купола оперного театра. Родился Борис Фернандович в городе Новороссийске в 1902 году в семье железнодорожного служащего. Прадед его был родом с Корсики, служил офицером наполеоновской армии, после поражения французов в 1812 году остался в России, женился. Именно Борис Матэри выполнил статические расчеты, конструирование и метод возведения тонкостенной оболочки купола. В 1933 году Матэри был командирован в Новосибирск для авторского надзора за строительством купола.
С 1943 по 1946 год работал в Москве над восстановлением разрушенных предприятий. В 1946 году его арестовали и сослали в Новосибирск. В 1968 году вышел на пенсию, спустя четыре года умер. Похоронен на Заельцовском кладбище.