Несмотря на то что он был рассчитан на 100 полетов, больше его не запустили, программу свернули, как и многое в нашей стране в последнее десятилетие XX века. А в 2002 году «Буран» постигла совсем незавидная участь: он был разрушен при падении на него крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.
Часть знаменитого, ставшего уже легендой космического корабля, а именно его киль, можно увидеть в Новосибирске. Так сразу и не поймешь, что достающая до потолка деталь, напоминающая крыло, и есть огромный черно-белый киль «Бурана». Стоит он в статзале отделения усталостной и статической прочности авиационных конструкций — одного из важнейших подразделений СибНИА, где вот уже десять лет идут ресурсные испытания пассажирского самолета «Суперджет-100». Разглядеть самолет за многочисленными конструкциями, тягами, трубопроводами и проводами удается не сразу.
— Вы видите поступивший к нам прямо из сборочного цеха Комсомольского-на-Амуре авиазавода серийный самолет SSJ-100, который мы подвергаем ресурсным испытаниям с 2009 года, — знакомит с обстановкой заместитель директора по прочности авиационных конструкций Андрей Каргапольцев. — Здесь реализованы семь этапов полета — разбег, взлет, набор высоты, полет на эшелоне, снижение, заход на посадку и пробег после посадки. Суть ресурсных испытаний — установить полетный ресурс самолета поэтапно. Испытания очень длительные и идут с опережением относительно летающих в небе его собратьев — для подтверждения ресурса мы должны воспроизвести на стенде с учетом коэффициента надежности две-три «жизни» самолета. Программа составлена так, что стандартный 2,5-часовой полет воспроизводится за восемь минут. Этот стенд будет работать до тех пор, пока будет летать SSJ-100. У нас есть самолеты, которые мы испытываем еще дольше. К примеру, в соседнем зале находится Ту-204, его мы испытываем уже четверть века…
В свое время, когда шла работа над космическим «Бураном», испытания киля проводились в СибНИА с имитацией не только физических нагрузок, но и температур — как высоких, до плюс 900 градусов Цельсия, так и очень низких, до минус 150 градусов, такие не встречаются на Земле в естественных условиях.
— Когда шла тема «Бурана», мы воссоздавали такие температуры. Были построены очень сложные стенды, ведь это все сверхзвук, высокие нагрузки, космос... Он, конечно, весь поцарапанный... — с теплотой говорит Андрей Каргапольцев, подходя к детали корабля. — Белое и черное — это защитное покрытие, которое держит температуру. А внизу — пенопласт. Почему американский шаттл и сгорел — нарушилось это покрытие, пенопласт сразу выгорел. Этот киль «Бурана» — память о славном прошлом, и мы очень дорожим этим теперь уже экспонатом — слишком многое у нас с ним связано.
СПРАВКА
Полноразмерный макет «Бурана» мы рассмотрели в сочинском образовательном центре «Сириус». Корабль был рассчитан на 100 полетов в космос с максимальной продолжительностью одного до 30 суток. Экипаж мог состоять из 10 человек.