Это энергетически мощное лирическое высказывание одновременно по нескольким жизненно важным темам. Причем они настолько переплетены, взаимозависимы и взаимосвязаны, что зрительские сердца буквально готовы выскочить из груди навстречу артистам, здесь и сейчас дарящим им откровение.
Итак, во-первых, это история о том, что в каждом взрослом человеке живет ребенок, фантазия, то есть другой, не прагматичный мир. Но, когда человек взрослеет, этот мир забывается, и важно в повседневных заботах его не потерять окончательно. В данном случае — разбудить. Потому что так жить интереснее и все вокруг станет иным: дома перестанут быть просто квадратными, а отношения между людьми будут более гибкими, тонкими. Взрослые во всем поймут детей, а дети взрослых.
Во-вторых, работа над этим спектаклем — удивительный пример не только творческого воспитания ребят от семи до шестнадцати, но и пестования их нравственно-этической чуткости и культуры. Что, по словам режиссера и педагога студии, краснофакельской актрисы Натальи Резник, очень убедительно проявляется в их взаимоотношениях с руководителем студии народным артистом России Константином Хабенским.
Главный взрослый
Дело в том, что в отличие от предыдущей постановки — «Поколение Маугли», в которой ребята также выходили на сцену вместе с Хабенским, спектакль «Жить на Севере…» от начала и до конца придуман и сделан в Новосибирске актерами и педагогами творческой студии. И роль для Константина Юрьевича сочинялась тоже ими. А идея была впервые проговорена и вынесена на суд руководителя в июне, в Челябинске, на всероссийском фестивале «Оперение».
Кстати, именно там, в условиях непрекращающегося творческого марафона, когда мастер показывает свои этюды и импровизации, ребята — свои, когда обсуждаются совместные замыслы, подоплека общения «главного взрослого» и детей постепенно менялась…
— Раньше, когда Константин Юрьевич приезжал в город, мы показывали наработанное, он делал замечания, мы их впитывали как повод покумекать, подумать, то есть относились к нему как к учителю, мастеру, — рассказывает Наталья Резник. — После фестиваля он стал в большей мере наставником, с которым студийцы работают на одной площадке. И отношения стали более партнерскими, доверительными. А теперь, когда в ноябре он как исполнитель входил в уже придуманный нами спектакль, все поменялось еще сильнее. Если раньше ребята были птенцами и он их опекал, то здесь птенцом будто бы стал он и его мягко и бережно надо было ввести в наш скворешник. Можно сказать, что мальчики и девочки теперь относятся к Константину Юрьевичу больше как к папе, которого надо согреть, слушать с особой чуткостью. Он позволяет и сам делает все, чтобы общение выстраивалось подобным образом. Это очень глубокий, очень тихий, непафосный, мудрый человек. Мне кажется, именно такие люди должны работать с подростками. — Я сейчас для них коллега, — делится Константин Хабенский. — Если б вы были внутри нашей работы в спектакле, то увидели бы, насколько ребята бережно, профессионально и очень точно действуют по отношению ко мне на сцене. Они понимают, что я прилетел и с ходу вхожу в спектакль. Их такт, готовность помочь просто поразительны. Такое отношение друг к другу редко бывает у коллег моего возрастного эшелона.
А происходящее на сцене на самом деле трогает — ребят до бурных проявлений восторга в аплодисментах и возгласах, родителей буквально до слез.
Чем задевает постановка?
В первой части студийцы, рассказывая о драме малой народности Севера эвенках, посредством мифа и притчи, положенных в основу повествования, постигают душу самой природы, ее отношений с людьми.
На сцене и синие воды северной реки, и леса, и олени, и огонь костра. И все это живет, движется с невероятным энергетическим накалом при минимуме сценографической атрибутики, посредством пластики собственных тел, обычной полиэтиленовой пленки, веточек, веревочек, прочих немудреных вещей.
Эта горестная история (солнце покинуло людей!) с философским финалом — урок сопереживания, казалось бы, далеким и даже чужим проблемам. Можно быть уверенным: тот, кто усвоил его, уже не сможет дальше по жизни не сопереживать как ближнему, так и дальнему.
Автор идеи первой части спектакля — актриса театра «Красный факел» Екатерина Жирова, режиссер — Наталья Резник.
Подлинные переживания
Вторая часть спектакля — это реальные монологи-исповеди на тему «Моя самая сильная эмоция». Представляете, какой спектр? От семейных обид и первой любви до почти вселенских вопросов бытия. Недаром, если юные в зрительном зале были поражены рифмами, которые возникали в их душах благодаря узнаванию собственных мыслей и чувств, взрослые действительно открывали для себя внутренний мир подростков, своих детей…
Константин Хабенский, следуя правилам игры, тоже рассказал о своих подлинных детских переживаниях. Потому что в спектаклях студии ничего не бывает понарошку или не в полную силу: делать доброе дело (весь доход от продажи билетов идет на адресную помощь детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга) можно только со стопроцентной, а то и большей, отдачей.
— Я не увидел здесь самодеятельности, я увидел хороший профессиональный театр, — говорит директор театра «Красный факел» Александр Кулябин, бесплатно предоставляющий студии зал для спектаклей, место и время для репетиций, что непросто, ведь в спектакле студии занято 60 неугомонных подростков, а в академической труппе 40 артистов. — Потому что подход к работе над спектаклем наших педагогов (со дня основания студии это краснофакельцы. — Т. Ш.) — правда жизни. И она на сцене была: искренность ребят, их азарт, энергия и желание играть дали свой результат.
Кстати
Благотворительный спектакль «Жить на Севере…» был показан в Новосибирске 29 и 30 ноября, а также 6 февраля. Следующие спектакли состоятся 13 марта, 24 и 25 апреля. Весь доход с первых четырех показов будет перечислен в благотворительный фонд Константина Хабенского на адресную помощь детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга. Доход от спектаклей 24 и 25 апреля будет перечислен в благотворительный фонд «Оперение», чтобы дать возможность студиям и далее создавать проекты на бесплатной для детей основе и показывать их в других городах.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №6 от 8 февраля 2017 года