vn
Новосибирск -6.7 °C
  1. ФИНАНСЫ
  2. Бизнес

Каждый десятый предприниматель зарабатывает свой первый миллион в первый же год

Каждый десятый предприниматель зарабатывает свой первый миллион в первый же год
Фото: сгенерировано Kandinsky
Аналитики Авито Бизнес 360 совместно с представителями Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» в преддверии недели предпринимательства опросили* почти 500 представителей МСП со всей России. Оказалось, что каждый десятый предприниматель заработал первый миллион чистой выручки на бизнесе в первый же год ведения своего дела, а каждый третий начинал совсем без стартового капитала. Причем 37% начинали первое дело полностью самостоятельно — без помощи партнеров, родственников и друзей.

Ничего личного — только бизнес

Треть (30%) предпринимателей открыли свой первый бизнес до 25 лет, причем 7% из них — и вовсе раньше, чем им исполнилось 18. Чуть меньше (28%) начали свое первое дело в возрасте от 25 до 30 лет, 31% — в возрасте от 30 до 40 лет. Еще позже предпринимателями стали 11% опрошенных, из них после 50 лет — только 3%. Таким образом, большинство (58%) начали бизнес до 30 лет.

Каждый десятый опрошенный заработал первый миллион рублей на своем деле в первый же год предпринимательства (10%). В первые 1-2 года — 23%. Почти столько же (24%) добились этого только через 3-5 лет после старта бизнеса, а 21% — более чем через 5 лет. При этом 22% еще только на пути к этой цели.

«Онлайн-платформы, такие как Авито, сегодня играют важную роль в решении бизнес-задач, предоставляя предпринимателям все необходимые инструменты. Мы хорошо понимаем потребности малого бизнеса. Более 87% предпринимателей используют платформу для покупки готового бизнеса, а 74% — франшиз. В прошлом году мы запустили отдельное пространство для бизнеса Авито Бизнес 360, где агрегировали предложения для МСП. Также в пространстве работают сервисы, которые помогают бизнесу решать свои задачи быстрее. Например, можно быстро провести «мини-тендер» и сравнить цены для выгодной покупки профессионального оборудования», — прокомментировал Илья Дудковский, директор бизнес-направления «Avito Бизнес360».

Большинству (45%) на момент первого заработанного миллиона было от 30 до 40 лет. Четвертая часть опрошенных (27%) добились этого в возрасте от 25 до 30 лет. До 25 лет с этой задачей справились лишь 11%. А 17% сделали это уже после 40 лет.

Временные трудности

В качестве трудностей в начале пути по созданию бизнеса чаще всего предприниматели отмечали отсутствие соответствующего опыта (17%). Еще по 7% отметили дефицит кадров и нехватку знаний и опыта в работе с официальными инстанциями и государственными органами. А 6% ошибались с выбором партнеров или подрядчиков.

Также 15% пожаловались на недостаток стартового капитала. У трети предпринимателей (36%) в самом начале его не было вообще. У 20% было только около 50 000 рублей, у 12% — от 50 000 до 100 000 рублей. Еще меньше опрошенных (10%) накопили на дело от 100 000 до 300 000 рублей. В основном в качестве стартового капитала предприниматели использовали личные сбережения (43%). Еще 19% занимали деньги у родственников или друзей, 13% — брали кредиты. Привлечь инвестиции или партнера с капиталом удалось лишь 6%.

В основном (37%) опрошенные предприниматели создавали свое первое дело самостоятельно. Четверть (28%) открывали бизнес вместе с друзьями или членами семьи. Каждый пятый (20%) сумел найти себе партнера, а 13% создавали предприятие на базе команды специалистов.

Широкий выбор

Среди самых популярных сфер для первого бизнеса — услуги (26%), торговля (21%), производство (11%), строительство (6%) и общепит (4%). В основном это только офлайн-бизнес (47%). 42% работают в гибридном формате и лишь 11% исключительно онлайн.

Готовый бизнес каждый желающий может купить на платформе. Именно покупка готового дела является самой популярной целью обращения в категории — в январе-марте этого года на нее пришлось 88% запросов от всех обратившихся в раздел «Готовый бизнес» в Новосибирске. Еще 6% хотели инвестировать в чье-то предприятие, 4% искали дело, к которому можно присоединиться в качестве партнера. За квартал количество таких желающих выросло на 12%, а за год — на 20%. Также 3% хотели взять бизнес в аренду. По итогам I квартала 2025 года в Новосибирске сильнее всего вырос спрос на покупку бизнеса в сфере ИТ (+46%), услуг (+22%) и пунктов выдачи заказов (+2%).

Территориальный признак

Большая часть предпринимателей (33%) начинали бизнес в средних городах с населением 100-500 тыс. жителей. Четверть (23%) стартовали в миллионниках, 18% — в крупных городах с населением от 500 тыс. до 1 млн человек. В Москве или Санкт-Петербурге свое первое предприятие открыли 9%.

Территориально предприятия в основном открывали в Центральном федеральном округе (23%). А также в Сибирском (17%), Приволжском (16%), Южном (13%) и Дальневосточном (10%) федеральных округах. Реже всего — в Северо-Кавказском федеральном округе (6%).

«Обращает на себя внимание, что миллион зарабатывали сформировавшиеся предприниматели в диапазоне от 30 до 40 лет. Также интересно, что молодёжь до 25 лет активно идут в бизнес (30% опрошенных). В этой связи важно давать правильную информацию о ведении бизнеса, сервисах, которые помогают начинающим предпринимателям, ну и конечно развивать наставничество. Также традиционно старт бизнеса случился в услугах и торговле, что говорит о лёгкости входа и понятной модели развития», — исполнительный директор «ОПОРЫ РОССИИ» Андрей Шубин.

* В опросе принял участие 481 предприниматель из разных регионов России. Из них 209 мужчин и 272 женщины, 142 человека — жители городов-миллионников, 91 человек — жители городов с населением от 500 тыс. до 1 млн, 103 человека — из городов с населением 250-500 тыс. и 102 человека из городов с населением менее 100 тыс. Опрос проводился в мае 2025 года.

Районные СМИ

Новости раздела

05.12.2025 ФИНАНСЫ

По предварительным оценкам ВТБ, в ноябре 2025 года российские банки выдали порядка 500 млрд рублей ипотечных кредитов на покупку первичного и вторичного жилья. Это на 3% больше, чем в октябре нынешнего года, и на 90% выше в сравнении с ноябрем 2024. Это во многом объясняется эффектом «низкой базы»: в тот период рынок активно перестраивался после завершения массовой программы господдержки.

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: