Совершается празднование через 70 дней после праздника Ураза-байрам и в 10-й день лунного месяца Зуль-хиджа, который является двенадцатым месяцем в мусульманском лунном календаре. В некоторых российских республиках этот праздник официально является выходным.
Праздник посвящён окончанию хаджа – мусульманского паломничества в священный город Мекку и его окрестности и называется праздником жертвоприношения, так как посвящён жертвоприношению, которое совершил исламский пророк Ибрахим. В Коране написано, что Аллах, решив испытать пророка, послал к нему ангела Джабраила, который во время сна пророка передал ему волю Аллаха, согласно которой он должен принести в жертву своего сына. В Коране не названо имя сына, однако в предании почти всегда называется старший сын – Исмаил. Пророк же Ибрахим, как и любой человек в такой ситуации, опечалился, но решил исполнить повеление Аллаха и принести своего сына в жертву.
Но в последний момент Аллах, убедившись в искренней вере пророка, заменил человеческую жертву бараном. Кстати, аналогичный сюжет описан в Ветхом Завете Библии, где Бог повелел пророку Аврааму принести в жертву своего сына Исаака. Однако мусульмане, в отличие от последователей религий, для которых книги Ветхого Завета, являются священными, этот поступок пророка, ни на минуту не усомнившегося в необходимости подчиниться воле Аллаха, отмечают ежегодно, памятуя при этом милость Создателя.
Праздник начинается с восхождения солнца. Мусульмане, совершив ритуальное омовение и надев праздничные одежды, идут в мечеть на молитву, после которой совершается жертвоприношение. Обычно для этого используются бараны, но допускается принесение в жертву козы, верблюда и даже быка или коровы. Но, если барана или козу приносит в жертву одна семья, то крупных животных можно принести в жертву от семи семей. Обязательным условием для всех жертвенных животных является достижение ими определённого возраста, наличие здоровья и отсутствие внешних недостатков.
В Новосибирске в последнее время животных забивают на специальных площадках, чтобы не травмировать горожан, не привыкших к обычной для сельского жителя процедуре. Животные, чтобы не испытывали мучений, забиваются быстро, специально подготовленными острыми ножами. Прежде чем жертвенному животному перережут горло, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки. Мясо забитого скота делится на три части: одну часть забирает себе семья, от имени которой и было совершено жертвоприношение, другая отдаётся родственникам и соседям, а третью часть необходимо раздать в качестве милостыни бедным и нуждающимся. Благотворительность в дни Курбан-байрама особенно поощряется. Ни в коем случае нельзя продавать жертвенное мясо, но семья, принесшая жертву, может пользоваться шкурой животного, однако часто шкуры отдаются в мечеть.
Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин. Праздничный стол, как правило, красиво украшен. В день праздника приготавливаются разнообразные изысканные мясные блюда с использованием специй, большое внимание уделяется приготовлению многочисленных сладостей. В день жертвоприношения принято ходить в гости и поздравлять друг друга с праздником, а близким друзьям и родственникам стараются сделать подарки.