Воздвижение креста
Событие, которое отмечает Православная церковь 27 сентября, произошло в 326 году. Римский император святой равноапостольный Константин решил отыскать великую святыню христианского мира – крест, на котором был распят Иисус Христос. Но, поскольку государственные дела не давали ему возможность совершить путешествие, то он отправил на Святую Землю свою пожилую мать, царицу Елену.
Прибыв в Иерусалим, царица вместе с иерусалимским патриархом Макарием стала искать место, где был распят Христос, что было не так-то и просто. С момента распятия Христа и Его воскрешения прошло почти 300 лет и за это время в столице Палестины произошли разные политические события. От одного иудея они узнали, что ещё в начале II века Голгофа по приказу императора-язычника Адриана была засыпана, и на её месте был построен языческий храм, посвящённый богине Венере.
Когда царица Елена приказала снести языческое капище, то было обнаружено три креста, четыре гвоздя и таблица с полустёртой надписью «Иисус Назорей. Царь Иудейский». Стало ясно, что это то место, где был распят Христос, вот только требовалось определить, на каком их трёх крестов Он был распят.
Согласно церковному преданию, мимо проходила похоронная процессия с усопшей девушкой. Царица и патриарх Макарий решили приложить каждый из крестов к усопшей и, когда к гробу приложили святой крест, на котором был распят Спаситель, девица ожила. Этот факт подвергается сомнению учёными-атеистами, но он изложен во всех трудах православных авторов тех времён.
Весть о совершившимся чуде быстро распространилась среди жителей Иерусалима, и взглянуть на святой крест собралось множество народа. Чтобы всем было видно, собравшиеся священнослужители вместе с патриархом Макарием высоко подняли (воздвигли) крест, тем самым положив основу для будущего праздника.
Всемирным же праздник стал после того как в 614 году персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом и, разграбив город, увёз с собой крест Господень. Но через 14 лет с Персией был заключён мир, одним из условий которого было возвращение креста в Иерусалим. Вот тогда и было принято решение праздновать Воздвижение Креста Господня во всём христианском мире.
Тогда же было принято решение больше не хранить Крест Господень в его первозданном виде, а раздробить его на множество частиц и разослать по всем христианским странам. В этих странах частицы Креста Господня стали хранить в специальных ковчежцах. Так, на выставке «Сокровища "Ковчега" в сердце Сибири», прошедшей в августе в Новосибирском художественном музее, среди уникальных исторических артефактов и шедевров изобразительного искусства Армении был представлен крест с частицей Креста Господня.
Вспоминая о страданиях Христа, в память о тех трагических событиях, в праздник Воздвижения Креста Господня Православная церковь налагает на всех строгий пост. В этот день возбраняется вкушение любых мясных, молочных и рыбных продуктов.
Осенины
В народном календаре праздник Воздвижения Креста Господня называется также третьими Осенинами. В этот день русский народ не только молился в храмах, но и прощался с осенью и готовился к зиме: «Воздвиженье – осень навстречу зиме двигает». Считалось, что осень заканчивается и начинается подготовка к зимнему периоду. Первым делом нужно, чтобы хлеб к этому времени был уже в закромах: «Хлеб с поля на гумно движется». Из этих поговорок следует, что слово «воздвижение» русский народ ассоциировал со словом «двигаться».
После третьих Осенин начиналась заготовка капусты. Рубить капусту начинали со следующего дня, так как 27 сентября был церковный праздник, работать в который считалось большим грехом. Заготовку делали сообща. Молодёжь ходила с одного двора на другой и помогала сельчанам рубить капусту. Коллективные работы длились две недели и к празднику Покрова (14 октября) вся капуста была срублена и заквашена.
В этот день обязательно топили бани, чтобы вечером смыть с себя всю накопившуюся нечисть. Считалось, что в Воздвижение нечистые силы особенно лютуют, так как им ненавистен Крест Господень. Мужчины в этот день вырезали из дерева кресты и вешали их в разных местах.
Поскольку третьи Осенины приходились на постный день, то никаких игрищ и хороводов в этот день не вели, ярмарки не устраивали и вообще старались провести последний день осени в благочестии и тишине.