Ведь в этот день родился всемирно известный сказочник — Ганс Христиан Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Снежная королева», «Дюймовочка»… перечислять известные, с детства любимые произведения можно долго. Его героям сопереживают как дети, так и взрослые, а тиражи его книг расходятся миллионами, не теряя актуальности.
В преддверии дня рождения классика в редакцию «ВН» мы пригласили директора Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького Ольгу КОСТИНУ, которая рассказала о литературных предпочтениях юных горожан, о том, почему не нужно обходить стороной книги современных авторов и как привить ребенку любовь к чтению. — Ольга Петровна, а что для вас значит детская книга? — Это книга, которую читают дети. Она написана для них, говорит с ними на понятном и доступном языке, знакомит с миром. Поэтому многое из прочитанного в детстве мы берем с собой во взрослую жизнь. И уже потом произведения открываются нам совсем с другой стороны. Например, в юношестве «Робинзон Крузо» читается как приключение, а уже в зрелом возрасте мы видим серьезный религиозный, социальный подтекст. Если подходить более формально, то в нашей библиотеке книги рассчитаны на читателей в возрасте от 0 до 16 лет. Но есть и книги для родителей: о воспитании, психологии, педагогике.
Ольгу Костина рассказала о литературных предпочтениях юных горожан. Фото Аркадия Уварова
— О пользе чтения написаны десятки книг. Но вот какова роль родителей в формировании «зависимости» от литературы? Как не отбить у ребенка интерес к художественному слову? — С любовью к книгам человек не рождается — это уж точно. Привычка зарождается в семье: взрослое чтение определяет детское. Совместное книжное времяпрепровождение выносит на другой уровень межличностные отношения, сближает. Однако многие мамы и папы, научив своего ребенка читать, оставляют его наедине с произведениями. Это неправильно. Нужно как можно дольше делать это вместе. Не зря известный детский писатель, автор всем хорошо известных вредных советов Григорий Остер говорил: «Читайте детям не нотации, а книги». Понимаете, для ребенка это труд, и без помощи оставлять его нельзя. Иначе он надолго, если не насовсем, забросит книги в дальний угол. Самое опасное время — это второй-третий класс. Если привычка читать сформируется, то в подростковом возрасте он уже от нее не откажется, а когда повзрослеет — тем более. — Распространенное мнение — детям и подросткам книги совершенно неинтересны. Их больше привлекают Интернет, игры, социальные сети. Действительно ли тенденция такова, что читать стали меньше? — Читать меньше уж точно не стали. И в этом, я думаю, есть заслуга библиотек, которые придумывают все новые формы привлечения внимания детей к литературе. Например, встречи с писателями, различные конкурсы с подарками, литературные квесты и многое другое. — Какие жанры сейчас востребованы у маленьких читателей? Что им интересно? — Читательский интерес юных новосибирцев очень разнообразен. Собственно, так же как и у взрослых. Много тех, кто любит сказки, фэнтези, как русское, так и зарубежное. Кто-то приходит исключительно за комиксами или изданиями, выходящими в серии, например детективами. В последнее время появился устойчивый интерес к научно-популярной литературе. То, что выпускается для маленьких детей, будь то энциклопедии или справочники, — очень красочные, яркие, интересно оформленные. У нас есть зал иностранной литературы, где представлены книги и периодика на английском, немецком, французском языках. Много книг по искусству, и они тоже востребованы. Ну а что касается произведений из школьной программы, то их берут постоянно. Классика расходится очень быстро. Особенно в летнее время. — Не раз приходилось слышать, что детская литература в России переживает не самые лучшие времена. Насколько популярны у детей произведения современных авторов? — Не соглашусь. У нас очень много современных авторов. И дети их читают, знают, следят за их творчеством. Например, осенью прошлого года в Новосибирск на «Белое пятно» приезжала питерская писательница Анна Игнатова. На встречу с ней в нашу библиотеку пришло много юных читателей с прочитанными ее книгами, чтобы на память попросить автограф. В прошлом году из резерва Президентского фонда нам было выделено около миллиона рублей. Благодаря этому мы приобрели около трех тысяч новых книг, существенная часть которых — произведения современных авторов. Наша задача — помочь ребенку в выборе нужной книги. Библиотекари лично прочитывают каждую новинку. Они в курсе всего. Приходят с вопросами и родители, особенно когда их дети становятся постарше. Они понимают, что не всегда смогут заинтересовать свое чадо теми произведениями, которые сами любили в этом возрасте. Но, скажу честно, не было еще случая, чтобы кто-то уходил без книги.
ДОСЬЕ Ольга Петровна имеет высшее педагогическое образование, свыше 20 лет проработала в муниципальной библиотечной сети города Новосибирска. С июня 2016 года — директор областной детской библиотеки им. А. М. Горького. С 2017 года — член Общественного совета по реализации проекта «Местный дом культуры».
На сегодняшний день в библиотеке находится свыше двухсот тысяч книг. Ежегодно учреждение посещают более 140 тысяч новосибирцев. Примерно 18 тысяч в год — это новые читатели. Библиотека — инициатор и организатор множества мероприятий и конкурсов, направленных на популяризацию чтения, в том числе, семейного.
Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №13 от 31 марта 2017 года