«Речные карты, они достаточно лаконичны. Тут нет никакой лишней информации. Только все необходимое, что нужно для судовождения». Раритет, достойный государственного архива: карта Оби 1900 года. Жилые кварталы на правом берегу – будущий Новосибирск.
– Где-то на месте Коммунального моста существовала паромная переправа, – отмечает начальник отдела картографии и водных изысканий Данила Попов.
В дореволюционной России лоции рисовали на больших листах, которые по размеру соответствуют современному формату А1. Между собой их не скрепляли. Складывали в папку. Позже появились более удобные и компактные издания – альбомы в твердом переплете. Взял в рубку, положил возле штурвала – и полный вперед. Гляди на страницы – с траекторией сверяйся. И главное – не забывай периодически обновлять карту.
– Каждый год происходят изменения русла, намывы, размывы. И все это отражается в судоходной обстановке. Появление компьютеров, конечно, очень помогло нам. если происходят большие изменения – если у нас судовой ход переходит на другую протоку, то мы делаем вклейки прямо целыми участками, – рассказала главный специалист технического отдела Новосибирского района внутренних водных путей Ирина Топорова.
Сотрудники отдела картографии и водных изысканий отслеживают все изменения на участке Оби протяженностью 1938 километров – от слияния Бии и Катуни до деревни Соснина в Ханты-Мансийском автономном округе. Не забывают и о притоках главной реки – о Томи, Кети, Васюгане, Нюрольке. Корректируют не только бумажные, но и электронные лоции.
– Сейчас у меня открыта ячейка водохранилища, которая начинается с 670 километра и заканчивается на 610-м. Мы обязаны отправить эти ячейки на проверку. Отправляем их в региональный картографический центр. В нашем случае это ФБУ «Администрация Волго-Балт». Они проверяют. У нас программа не может выявить все ошибки, – сообщил главный специалист отдела картографии и водных изысканий Андрей Краснолуцкий.
Актуальную информацию о глубинах дают изыскательские партии. Делают промеры с помощью эхолотов.
– Сейчас мы вносим информацию, которая была собрана в предыдущую навигацию, и уже готовим к выпуску корректуры карт. Запланировано у нас выпустить 3290 километров. Мы обязаны успеть к навигации, – отметил начальник отдела картографии и водных изысканий Данила Попов.
Точные сведения не только о воде, но и о суше. Условные знаки расскажут капитанам о том, какие берега впереди: пологие или обрывистые, песчаные, глинистые либо каменистые. В открытом доступе электронных навигационных карт нет. Чтобы скачать их, судовладельцы должны обратиться в фонд пространственных данных Росморречфлота.