Фигуры пилотажа - пикирование и горку - выполняет десятиклассник Михаил Скиба. Воспитанник Сибирского авиационного кадетского корпуса управляет спортивной машиной Як-52. Компьютерная программа мгновенно реагирует на действия курсанта. Он видит и слышит то же, что человек за штурвалом настоящего самолета.
«Тренажер сильно реагирует на то, как вы будете работать ручкой. Дернете сильно - по плечу ударит машина. Реагирует очень жестко и учит выполнять плавно все элементы пилотажа», - рассказал ученик 10 класса Сибирского авиационного кадетского корпуса Михаил Скиба.
Тренажер сконструировали сотрудники одной из фирм новосибирского Академгородка. Здесь установлены две программы: для Як-52 и А-22. Вторую пока не используют. Там все на английском языке. Преподаватели попросили разработчиков русифицировать интерфейс. На этих самолетах кадеты взмывают в небо во время летной практики с аэродромов, расположенных в Барнауле и Мочище. С курсантами занимается опытный инструктор Александр Варава. В советские годы он служил в Ханкале, в учебном полку военно-воздушных сил.
«Смотрим, что так или не так. Человек либо не знает, либо не умеет, либо не видит. Это три причины, которые нужно найти в человеке, в будущем летчике. Найдем причину, значит, она в следующем полете уже не повторится. Авиационная подготовка обязательно требует тренажной подготовки. Дети летают только летом, целый год перерыва, теряются навыки. Поэтому тренажер очень нужен», - рассказал инструктор по авиационной подготовке Александр Варава.
Некоторые учатся летать на компьютерных авиасимуляторах. Но, по мнению опытных пилотов, такие программы только вредят юношам и девушкам, которые мечтают о небе.
И вроде бы тут все, как на тренажере - приборная панель, штурвал, даже звук двигателей слышно. Но проблема в том, что угол обзора не тот. Нет ощущения того, что сидишь в настоящей кабине. И - самое главное - управляя самолетом с помощью клавиатуры, курсант не развивает мышечную память.
Регулировать мощность двигателя, убирать и выпускать шасси летчик должен вслепую, не глядя на рычаги управления, - говорит Александр Варава. Надо смотреть на приборы и контролировать внешнюю обстановку. По словам инструктора, задача молодых людей - освоить главное - пилотаж. А вот на отработку действий при нештатных ситуациях, например, после остановки мотора в небе, похоже, не хватит времени. По договору с производителем, авиатренажер стоит здесь бесплатно только до конца учебного года. Потом руководство кадетского корпуса должно его выкупить, иначе разработчик заберет товар. Цена - миллион рублей. Таких денег у бюджетного учреждения нет. Теперь все зависит от министерства образования, или от спонсоров.