Сам же праздник Купалы раньше приходился на 21 июня – день летнего солнцестояния. После 21 июня дни становились короче, ночи длиннее и люди придавали этому событию мистическую подоплёку, отмечая его с языческим размахом. Позже, с принятием христианства этот праздник плавно перетёк на 24 июня (7 июля по нынешнему гражданскому календарю), совместив его с праздником Иоанну Предтече. Известно, что пророк Иоанн крестил людей, погружая их в воду. Созвучие понятий «погружать» и «купать» привело к смешению в народном сознании языческого божества с христианским святым, и праздник Купалы стал называться Иваном Купалой.
В прежние времена в этот день поутру, как и на все большие праздники, девушки собирали росу и умывались ею, чтобы лицо было чистым и нежным. Те, кто лечил людей травами, отправлялись в лес их собирать, так как считалось, что собранные в этот день растения обладают особой целебной силой. Недаром другое народное название этого праздника – Иван-травник.
Наши предки верили, что в этот день из воды выходят русалки и заманивают в воду парней. Чтобы их задобрить и отвлечь от парней, девушки плели венки и пускали их по воде. При этом наблюдали за тем, как венок плывёт. Если уплывёт далеко, то всё будет хорошо, если потонет, то жди беды. Часто к венку пристраивали свечи и зажигали их. Зрелище красивое.
В ночь на Ивана Купалу деревенские жители выходили за околицу и зажигали костры. Молодёжь через костры прыгала. Считалось, что чем выше и дальше прыгнет человек, тем счастливее будет у него судьба. Часто прыгали девушки с парнями, взявшись за руку. Если после прыжка руки их не разлучались, значит, дело к свадьбе.
В настоящее время эти традиции себя изжили и трансформировались в традицию обливать всех водой: «Иван Купала! Обливай, кого попало!» К сожалению, эта современная традиция частенько приводит к нехорошим последствиям как для тех, кого обливают, так и для тех, кто этим занимается. Не говоря уже о том, что в последнее время зарождается нехороший обычай набедокурить в ночь на Ивана Купалу. К сожалению, в некоторых случаях эта забава выливается в обыкновенное хулиганство.
Православная же церковь осуждает разгул языческих празднеств, обычных для этого дня, и напоминает своей пастве, что участие в таких забавах – не только хулиганство, но и оскорбление великого подвижника и пророка Иоанна, почитаемого во всем христианском мире.
Что же касается цветков папоротника, который когда-то в эту ночь искали в лесу наши предки, то современные люди этим уже не занимаются. И не только от знания того, что папоротник никогда не цветёт, а ещё и потому, что не верят, что при помощи найденного цветка можно найти упрятанные несметные сокровища: почти все клады уже найдены, а те, которые ещё не нашли, не найдутся никогда. Впрочем, кто его знает, но цветок папоротника тут уж точно ни при чём.