«Сейчас главный тренд времени – жить в условиях непредсказуемости, непостоянства, нестабильности, - говорит Елена Жилина. - Если раньше детей выращивали с условием, что вот у тебя школа, вот у тебя институт, вот работа, сейчас все поменялось. Ситуация с ковидом все поставила с ног на голову. Надо эту ситуацию принять: мы живем в условиях неопределенности, по-другому, скорее всего, уже не будет. Нужно учиться договариваться и с самим собой, и с ребенком, что изменения неизбежны».
- В ваш центр поступают жалобы на дистанционку? Кто сильнее всего недоволен: дети, учителя или родители?
- Больше всех в сложившейся ситуацией обеспокоены родители: потерялся контроль, перераспределилась ответственность, понимания ситуации не происходит. Но здесь надо понять, что истерика - это позиция жертвы. Тараканчик падает на спину и лапками шевелит, а мог бы встать на эти лапки и бежать. Никаких обид не должно быть, обида - это всегда манипуляция, причем манипулирует больше всего тот, кто больше всех обижается. Родители, которые допускают заявления, что теперь им обязаны платить за обучение собственных детей, выступают с позиции жертвы. Это непродуктивный подход.
Почему появляется страх? Страх появляется от того, что непонятны и не совсем прозрачны условия дистанционного образования. Надо все выяснить и максимально успокоиться. Дети все происходящее воспринимают без лишних эмоций, так как они растут в цифровой среде. Взрослым надо у детей этому спокойствию поучиться.
Да, жалобы к нам поступают. Есть семьи, где процесс дистанционки не идет, буксует. Самая частая жалоба – это даже не зависание в планшете во время учебного дня, а отсутствие контакта и понимания. Бывает, что ребенок закрывается в комнате и даже не пускает маму проверить то, что он там пишет, хотя при этом на 60% все задания выполняет. Дистанционка виновата, что так происходит? Скорее всего, контакта мамы и ребенка не было уже задолго до ее начала, просто сейчас, образно выражаясь, их посадили в один окоп. Если родитель живет в условиях: я скомандовал – ты выполнил, да, будут проблемы. У детей, особенно в подростковом возрасте, все это, как правило, вызывает негативную реакцию. Надо уметь обо всем договариваться мирно.
- Как родителям подготовиться к дистанционному обучению, чтобы проблем не возникало?
- Первое, что надо сделать, - это перестать обвинять во всем собственного ребенка и педагога. Пройдет время и все встанет на свои места, а сейчас у нас переходный период. Непросто сейчас всем. Надо, чтобы работала связка педагог – родитель – ребенок.
Чтобы дистанционка не буксовала, очень важно отработать все режимные моменты. Кто будет приглядывать за ребенком, в какой мере это необходимо и так далее. Может, стоит подумать о том, чтобы самим больше отдыхать или подключать какие-то дополнительные силы, обращаться к помощникам. Многое зависит от того, какой посыл про дистанционное обучение вы передаете вашему ребенку, потому что он – это ваше зеркало. Если родитель волнуется, то и ребенок на подсознательном уровне будет это волнение воспринимать.
- Минусы дистанционного обучения очевидны – дети лишаются своего социума, при этом очевиден и тот факт, что некоторым ученикам такой формат подошел, и они стали учиться лучше. Чем это можно объяснить?
- Как бы странно это ни прозвучало, если ребенку удается преодолеть свою тягу к гаджетам, на дистанционном обучении у него оказывается меньше раздражителей, отвлекающих его от учебы. В социуме ребенок 80% своего времени тратит на то, чтобы пообщаться со сверстниками. Дома он может сразу работать на результат.
Кроме того, многим в дистанционном формате оказалось проще сканировать обратную связь с учителем: отправил работу - получил результат. Свои минусы у дистанционки, безусловно, есть, но у ребенка повышается чувство ответственности, а это плюс.
- Кто-то на дистанционке впервые стал отличником, а кто-то – троечником. Как родителям реагировать на возможное падение успеваемости?
- Реагировать спокойно. Находить провалы, если они есть, и с ними работать. Но в первую очередь надо все решить с провалами в самих себе. Все родители хотят счастья своим детям. Если в понятие «счастье» вы вкладываете не только успешность в оценках, но и что-то еще, самостоятельность, способность принимать решения, тогда дистанционка никак не повлияет на «уровень счастья» вашего ребенка. Все зависит не от формата обучения, а от того, какие посылы и какие инструменты в жизни вы транслируете.
Мотивируйте вашего ученика, почаще его хвалите даже за какие-то незначительные достижения. Похвала - это серьезный инструмент, который может ребенка продвинуть на другую ступень. В школе ученик получает дополнительную похвалу от сверстников, от других педагогов, дома он закрыт экраном компьютера. Каждого ребенка всегда есть за что похвалить, в ситуации дистанционного обучения этим инструментом пренебрегать точно не стоит. Если вы будете постоянно хвалить вашего ребенка, он будет ожидать похвалы и стараться ее заслужить какими-то своими достижениями.
Читайте также «Психологи зовут на бесплатные консультации пострадавших от COVID-19»
«Дистанционный формат в школах Новосибирска - кто и как будет учиться с 16 ноября»