В начале декабря концертно-театральный центр «Евразия» стал местом притяжения всех ценителей музыки. Это место для любителей русского творчества и так особое: именно здесь базируется Государственный академический Сибирский русский народный хор. Его по праву можно назвать младшим братом хора им. Пятницкого – то же направление, те же задачи, те же зрители. Даже возраст близок – в следующем году коллектив отмечает 75-летний юбилей. Поздравить его придут многие новосибирцы. Ну а пока они воспользовались редкой возможностью познакомиться с творчеством московских гостей.
Два дня в зале концертно-театрального центра «Евразия» был аншлаг. Зрители овациями приветствовали каждое выступление. Для кого-то стало настоящим открытием, что в программе были и отдельные танцевальные номера, и сольное выступление оркестровой группы. Но как и любой профессиональный творческий коллектив такого уровня, хор им. Пятницкого соблюдает постулат о триединстве песни, музыки и танца. При этом музыканты и танцоры здесь не меньшие профессионалы, чем вокалисты. «Вот дает!» – то и дело доносилось из зала, когда на сцене задорные парни в русских рубахах демонстрировали едва ли не акробатические номера.
Но все же с особым нетерпением зрители ждали выхода хористов: казалось, им не нужна звукоаппаратура – мощные голоса их проникали в самую душу, срывая с нее европейский налет и взывая к самым глубинным чувствам, которые есть у русского человека. Вызывали на поверхность ту самую загадочную русскую душу, готовую плакать о судьбе сломанной березки и переживать за бродягу, переплывающего Байкал. Голоса эти, сильные, как волны того самого Байкала, величественные, как леса, и яркие, как залитые солнцем луга Рязанщины, ровные, как колосящиеся поля, заставляли почувствовать, что все мы, зрители в зале, одно общее целое – русский народ. По словам художественного руководителя коллектива, народной артистки России, лауреата премии Правительства РФ, профессора Александры Пермяковой, именно такую задачу – напомнить нам о наших корнях – и ставит перед собой творческий коллектив перед каждым выступлением. «Самое главное сейчас – пробудить генетическую память, – говорит она. – И это получается: на концерт приходят люди с разными музыкальными увлечениями, но потом становятся нашими фанатами — память срабатывает. Как мы это делаем? Для этого традиционное искусство должно быть спектаклем, его нужно играть. В русской культуре простые тексты: если их просто пропеть, никто не поверит, значит, нужно сделать так, чтобы зритель принял и понял – пережить песню. И наших артистов учу, чтобы они переживали песню — ни одного равнодушного лица на сцене не увидите».
Более века артисты сохраняют традиции, совершенствуют мастерство. Из поколения в поколение передают неповторимый колорит и своеобразную манеру пения. В итоге каждый номер превращается в настоящий спектакль, глядя на который даже Станиславский не сказал бы «Не верю!» На моих глазах зрители в переполненном зале все, как один, забывали дышать, замирали в ожидании, когда артист закончит одну строку, чтобы узнать, что же случится с героем дальше. А дальше грянул хор: волна голосов как цунами снесла со своего пути все мысли, кроме одной: «Как голоса полусотни людей могут звучать как один?»
Для гастрольной программы по Сибири артисты выбрали произведения, составляющие золотой фонд Государственного академического русского народного хора имени М. Е. Пятницкого. Их за сто лет существования накопилось огромное количество. Коллектив был основан в 1911 году выдающимся исследователем, собирателем и пропагандистом русского народного творчества Митрофаном Ефимовичем Пятницким, который впервые показал традиционную русскую песню в том виде, в котором она веками исполнялась народом. Отыскивая талантливых народных певцов, он стремился познакомить широкие круги городской публики с их мастерством, дать почувствовать художественную ценность русской народной песни. Но в репертуаре хора не только песни наших бабушек и дедушек – есть и произведения современных авторов-песенников. «Хор поет, например, песни Александра Розенбаума, — говорит Александра Пермякова. — Он обратился ко мне перед своим юбилеем: мы сделали программу с его песнями, и люди благодарят нас за это. Есть у нас и песни Игоря Матвиенко. Наша задача состоит в том, чтобы знали не только имя нашего хора, но и песни, которые мы поем. А эти песни знает вся страна. Тем более традиционное искусство – это живое искусство, оно имеет тенденцию к развитию. И часто песни, имеющие автора, уходят в народ, становятся народными». Переосмысление творческого наследия коллектива позволило сделать его сценическое искусство современным, актуальным для зрителей XXI века. Каждое выступление хора – это высокое достижение и эталон гармоничности сценического народного искусства, с которым теперь познакомились и новосибирцы.