Даже самые законопослушные водители всерьез ведут подсчеты: стоит ли проходить запутанный квест для получения полиса ОСАГО или лучше ездить без него?
Если за год пять раз попадешься, дешевле выйдет. Штраф — 800 рублей, а полис уже давно больше десятки, да еще накрутка сверху за «добровольное» страхование жизни. Конечно, газета осуждает такой подход, но сама ситуация подталкивает граждан к крамольным мыслям.
Похоже, самый массовый потребитель обязательной услуги считает ОСАГО худшим злом и выбирает меньшее: за первое полугодие число оштрафованных за отсутствие страховки в Новосибирской области выросло на треть и перевалило за 40 тысяч. Но большинство из них — вынужденные нарушители, это признают даже в ГИБДД. Заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин, будучи в Новосибирске, заверял, что «к июлю страховые компании устранят нарушения», которые еще полгода назад выявил регулятор. Но увы! Ситуация обострилась настолько, что сами операторы автострахования называют его тяжелобольным сегментом. «Чудесное новшество» — полис ОСАГО онлайн — из гарантии отсутствия рисков и экономии времени превратилось в противоположность. Сайт страховой компании кидает вас на другую компанию, и такая карусель до бесконечности, либо компьютер выдает в конце процесса что-нибудь вроде «допущена ошибка», «некорректный запрос».
Владимир Чистюхин высказал свое мнение: «Страховые компании намеренно настроили свои серверы таким образом, чтобы избавиться от не слишком выгодных клиентов». По сумме запросов таковыми все мы и являемся.
Эксперты возлагали надежды на перемены в следующем году, когда страховщики уже почувствуют реальность выгоды от возмещения не деньгами, а натуральным ремонтом. Их убытки уменьшатся, а «карусель» станет бессмысленной. Но! В законе есть несколько условий. Например, станция технического обслуживания должна находиться в пределах 50 километров от местожительства автовладельца, а ремонт состояться в течение 30 дней с момента обращения пострадавшего в страховую компанию. В случае затягивания срока ремонта ответственность несет страховая компания, а это полпроцента в день от суммы ущерба.
Получается, что страховщики снова рискуют оказаться в убытке и выход прежний — снижать продажи полисов ОСАГО и наращивать другие виды услуг. Неужели на страховые компании нет управы? Татарстан призвал на помощь антимонопольщиков: здесь УФАС доказало сговор почти полутора десятков оперирующих в республике страховщиков. Деяние квалифицировали как корпоративный сговор, а именно — отказ в выдаче полисов ОСАГО через Интернет, и инкриминировали нарушение первой части 11-й статьи ФЗ «О защите конкуренции». Но наши личные беды ничто по сравнению с угрозой срыва школьных маршрутов и пассажирских перевозок в целом. В районах области школьные автобусы не смогут возить учеников без оформления и продления ОСАГО. Сигнал о том, что оформить полис не получается и у владельцев общественного транспорта, поступил еще в начале лета из Бердска. На автобазе новые автобусы простаивают все лето, а к осени страховка закончится у остальных. За выезд без полиса — штраф до 200 тысяч на предприятие. Коллапс восходит к тем же поправкам о ремонте в лицензированной СТО, которая должна находиться в пределах 50 километров от места дислокации автовладельца. Ключевое слово тут «лицензированная». В Бердске, например, таких вообще нет. В селах, где в основном курсируют школьные автобусы, тем более. В новом федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» в 12-й статье ремонт автомобилей не значится, то есть лицензию получать не нужно ни физическим лицам, ни ООО, и какая сила может заставить их оформлять этот документ, неизвестно. Позиция Российского союза страховщиков» такова: «Своим клиентам страховая обязана предоставить реестр станций технического обслуживания, с которыми она подписала соглашение. По закону расстояние до автосервиса должно быть не больше 50 километров — либо от места происшествия, либо от адреса автовладельца. А что если СТО расположена дальше? Тогда человек может получить деньги». В любом случае страховку должны оформить. Практика уже показала, что трудновыполнимые требования к страховщикам при натуральном возмещении ущерба привели к тому, что большая часть компенсаций производится, как и раньше, в денежной форме. Как в песне поется: «Что б они ни делали, не идут дела». Реформы не облегчают участь всех участников рынка страхования. В начале августа стало известно, что Минфин РФ подготовил новые поправки к закону об ОСАГО, согласно которым на стоимость полиса будет влиять стиль вождения, который квалифицируют с помощью специального устройства — трекера. Он представляет собой «черный ящик», который включается в диагностический разъем автомобиля и отслеживает значимые параметры движения. По специальному алгоритму водителю присваивают баллы, которые и дадут основания страховой компании самостоятельно определять стоимость полиса. Нас, похоже, ожидает полная либерализация, которую народ уже окрестил как «полный либерализец». Селекция водителей на плохих и хороших прежде всего приведет к существенному подорожанию полиса для всех. Смысл реформ в отрасли до сих пор сводился только к заботам о прибыльности компаний. Вряд ли этот «стиль вождения» изменится.
Комментарии
Ирина Суворова, страховой агент:— У нас указание — только кросс-продажи, то есть страховать с допами. Нам просто не выдают бланки только для ОСАГО, обязательно нужно, чтобы клиент еще оформил какую-то страховку. Иначе нам не выплатят агентские. Работать стало очень трудно. Нам заявляют: не можете, отправляйте всех в головной офис. Если мои клиенты будут потом отказываться от дополнительных услуг в период охлаждения, мне полисы не дадут и с работы уволят.
Елена Марин, юрист:— Как заставить страховую заключить с вами договор? Для этого нужно написать заявление и отправить его в страховую компанию заказным письмом с отметкой о вручении. Страховщик не сможет проигнорировать письменное обращение. Он либо сразу же пригласит вас для заключения договора, либо выдаст письменный отказ. С письменным отказом можно обратиться в суд на основании ч. 4 ст. 445 ГК РФ, устанавливающей, что сторона, обязанная заключить договор и уклоняющаяся от его заключения, может быть принуждена сделать это в судебном порядке. Можно также обратиться в полицию, Российский союз автостраховщиков и антимонопольный комитет.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №33 от 16 августа 2017 года