«Меня потрясла Гурченко…»
— В фильме было три главных персонажа, которых играли Гурченко, Булдаков и ваш покорный слуга. В ту пору я был ведущим актером Одесского русского театра, играл Хлестакова, и меня попросили подыграть Наталье Стриженовой, дочери Олега Стриженова, ее, к сожалению, сейчас уже нет, — рассказывает Сергей Дубровин. — Интересно, что на мою роль тогда уже был утвержден Галибин, и, когда он в «Глобусе» был главным режиссером, я ему как-то даже сказал: «Ты знаешь, я у тебя роль забрал!» И он ответил: «Да, знаю». Кстати, еще Андрей Болтнев пробовался на главную роль — ту, что сделал в итоге Булдаков. Но утвердили все-таки Алексея. Просто Булдаков мужик такой, и ситуация там заводская. А у Андрея другая фактура, для этой роли не очень подходящая.
Если говорить о партнерах, меня больше всего, конечно, Гурченко потрясла. Никак такого от нее не ожидал, она ведь на экране всегда «на пружинах» и прочее, играет всегда экспансивных персонажей, и вдруг передо мной человек безмерно интеллигентный и корректный. Мы с ней делали сцену допроса. А я-то кто был тогда? Да пацан. А она интересовалась моим мнением, что-то уточняла. Я даже опешил! Думал, что Гурченко будет такой фифой, а оказалось — ничего подобного!Ну а с Булдаковым что? Когда он работал в Павлодаре, в Томске, я в то время уже служил в «Красном факеле». Кто для меня тогда был этот Булдаков? Он тогда своего генерала еще не сыграл. Так что мы с ним разговаривали совершенно на равных. К тому же разница у нас с ним по возрасту небольшая. — «Ожог» — это история о двойной морали, о перестроечных временах, когда разочарованные в Советском Союзе люди уже иначе смотрели на все, что происходит вокруг. И вели себя соответствующе. Например, легко уходили в криминал. Герой Булдакова ведет двойную жизнь. С одной стороны, у него успехи на заводе, он примерный семьянин; с другой — имеет двух любовниц. А как у нас сейчас с моралью? Что-то изменилось? — Сейчас стало намного хуже. Те проблемы, которые есть в этом фильме, они «человечные» — их еще можно было решить. А сегодня, мне кажется, все это уже перешло за грань. Сейчас мораль, скорее всего, отсутствует вовсе. Вернее, в разных пластах нашего общества она разная: одним доступна одна мораль, другим — другая, третьим — третья. Это очень печально. Потому что это может привести к крайне негативным последствиям для нашего Отечества.
— Но вы-то в фильме играете настоящего героя, который что-то пытается исправить, очень человечного милиционера, который вникает глубоко в каждую историю, все у него под контролем. — Гурченко после просмотра фильма сказала: «Единственный, на кого можно смотреть в этом фильме, — это Дубровин». Шутила. — В начале фильма есть момент, когда машина с пивом переворачивается... — Как-то раз, мне тогда было 16 лет, я видел, как на площади Кирова разворачивалась огромная машина — бочка с вином, упала, и вино из нее вылилось. Было шесть утра, люди шли на работу. Этот момент помню хорошо. Кто-то бежал с ковшиком, наливал в ведро, кто-то кричал: «Отойди, это моя лужа!» Так что было много всякого и в советское время. — Ну, может, и было, но не каждый день же… Сейчас-то сплошь и рядом. — Мы с вами уже говорили о морали. В принципе, лучше вообще о ней не говорить. Все упирается в первую очередь в образование. Угроблено было образование. Все видели и понимали, что надо уходить от двойной морали, от той лжи, которая была. Но рушить-то страну было зачем? Ведь 99 процентов населения проголосовали за сохранение Советского Союза. И что мы сегодня видим? Прибалтика, Украина, про Среднюю Азию вообще молчу... А сколько горя, слез, беды это принесло! Лучше не думать, во всяком случае сейчас.
«Мастера уходят. И это печально»
— Алексей в своем творчестве был искренен и порядочен. И это самое главное. Он ничего из себя не строил, делал то, что ему природа дала. Сказать, что он был какой-то такой великий актер — этого не скажу. Но он знал, чего хочет, и это делал, был убедителен и эмоционален. О фильме: не считаю подлецом героя Булдакова. Это заблудившийся человек, заблудившийся сам в себе, как чеховский дядя Ваня. Он не понимает, что он хочет и что ему надо. И в этом человеческая драма. Но интересно то, что время идет, а ничего, в сущности, не меняется. Люди такими и остаются. И современность «Ожога» сегодня именно в этом — все те же проблемы живут в нас.
— Система Станиславского теряет свои позиции на сцене, а, например, Булдаков ею владел в полной мере. — Он попал на «Беларусьфильм» и там закрепился, начал сниматься. Простое русское, славянское лицо со всеми вытекающими. Кажется, что там особенного? Но это было профессионально и достойно. А вот уходить в таком возрасте обидно. Много чего не сделано еще. Во всяком случае, воспоминания об этом человеке добрые, а поскольку была совместная работа — вдвойне. Фильм «Ожог» часто показывали, а потом он постепенно сошел на нет. Да и кино того времени большей частью уже ушло. Мы ведь теперь знаем только шедевры — из тех, которые остались. — Чем современное российское кино отличается от того, в котором снимались вы? — Может показаться, что меня мучает ностальгия, но я не думаю, что это так. Большая часть того, что делалось тогда, и нам казалось, что это средний уровень, на фоне современного кино выглядит почти монументально. Та мощная когорта советских актеров, человек триста, если говорить только о мужчинах, — Борисов, Папанов, Леонов и прочие — сейчас таких актеров уже вообще нет. И никогда уже не будет. Даже Женя Миронов — замечательный актер, работает органично, убедительно, но это другая весовая категория. Вот таких, как Миронов, было тогда человек двести, снимающихся в кино. А вот тех, кого было сто, тридцать, двадцать, — такого калибра сейчас и вовсе уже нет. То же самое происходит сегодня и в театре. Там еще страшнее процесс. Потому что изжит институт главных режиссеров. Ведь раньше нельзя было спутать омский, куйбышевский, свердловский театры, потому что каждый из них имел свое лицо. А все потому, что в каждом были свои лидеры. А сегодня часто непонятно, в каком театре я нахожусь, потому что везде одни и те же режиссеры, одни и те же пьесы. И один и тот же пошлый язык. — Вот и Данелия ушел. — Да, поколение уходит, мастера уходят… И это очень печально.
СПРАВКА
Фильм «Ожог» — криминальная драма 1988 года выпуска. Снят по мотивам «Записок рабочего человека» Владимира Леоновича. Режиссер — Геннадий Глаголев, сценаристы — Михаил Кураев, Владимир Леонович. В ролях: Алексей Булдаков, Людмила Гурченко, Сергей Дубровин, Галина Яцкина, Валерий Ивченко, Наталья Попова, Александр Калугин, Екатерина Зайцева, Анна Гуляренко и другие.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №15 за 10 апреля 2019 года